Фигуранта «Болотного дела» вместо колонии отправили в психушку
Лента новостей
За участие в акции оппозиции и избиение полицейского фигуранту «Болотного дела» Михаилу Косенко грозило до 10 лет колонии. Но по результатам медицинской экспертизы суд направил его на принудительное лечение. Адвокаты обжалуют решение
Замоскворецкий суд Москвы сегодня направил на принудительное лечение в психиатрический стационар одного из участников беспорядков на Болотной площади, 38-летнего Михаила Косенко. За участие в акции оппозиции и избиение полицейского ему грозило до 10 лет колонии. Однако избежать срока помогло психическое заболевание. Косенко стал третьим из почти двух десятков фигурантов уголовного дела, чье дело рассмотрел суд.
Поддержка народа
На оглашение постановления о применении к подсудимому мер медицинского характера собралось большое количество народу — не самый маленький зал суда оказался забит до отказа. Поддержать «узника совести» приехали оппозиционер Алексей Навальный, а также руководители старейших в России правозащитных организаций: глава «Мемориала» Олег Орлов и председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева.
Очередь из желающих попасть в суд растянулась на несколько десятков метров от входа. В связи с этим у здания были усилены меры безопасности. Впрочем, полицейские кордоны в глаза не бросались, а два ПАЗика стражи порядка спрятали во дворах.
В зал суда Михаила Косенко завели с опозданием на час с лишним. Из-под окон послышались аплодисменты. Сочувствующих снизу поддержали присутствующие в зале, скандировавшие: «Свободу». Слова судьи, зачитывающей решение, тонули в криках толпы снизу. Митингующих, тем временем, задерживала полиция.
Уголовное дело в отношении Михаила Косенко выделили из так называемого основного «Болотного дела». Его возбудили 6 мая 2012 года после согласованного с властями шествия оппозиции по Якиманке и митинга на Болотной площади. Акция была посвящена протестам против злоупотреблений и фальсификации на выборах в Госдуму и на президентских выборах. В этот день «Марш миллионов», в котором по разным оценкам, приняли участие от 8 до 100 тысяч человек, завершился столкновениями с полицией. Более 400 демонстрантов задержали. К уголовной ответственности привлекли около двух десятков человек.
В чем обвиняли Косенко
Среди них был и Михаил Косенко. Ему вменили в вину две статьи: «участие в массовых беспорядках» и «применение насилия в отношении представителя власти» (ч.2 ст. 212 и ч.2 ст. 318 УК). По версии следствия, во время беспорядков на Болотной площади 6 мая прошлого года Михаил Косенко вместе с уже осужденным на 4,5 года колонии Максимом Лузяниным и другими «не установленными следствием» соучастниками принял участие в избиении рядового полиции Александра Казьмина. Нападавшие сорвали с него шлем, бронежилет, отняли резиновую палку, щиток, противогаз и, повалив на землю, принялись бить. При этом Косенко нанес Казьмину «не менее одного удара рукой и не менее одного удара ногой по телу». В результате страж порядка получил закрытую черепно-мозговую травму, ссадины на лбу и сотрясение мозга. Косенко же «совершил насилие, опасное для жизни и здоровья».
9 июня прошлого года Косенко арестовали. Судить его начали только в январе 2013-го.
Читайте также: Максим Лузянин получил 4,5 года за беспорядки на Болотной
Предъявленные Косенко обвинения были довольно серьезны. По совокупности двух статей ему грозило более 10 лет лишения свободы. Однако проведенная по делу экспертиза признала подследственного невменяемым. В связи с этим в суд были направлены материалы о применении к Косенко мер медицинского характера — то есть о направлении его на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Битва за диагноз
Его адвокаты были не согласны с поставленным в НИИ им. В.П. Сербского диагнозом — параноидная шизофрения. Они не отрицали наличия у подсудимого психического расстройства (ведь Косенко даже является инвалидом 2-й группы), но утверждали, что тот уже около 10 лет страдает вялотекущей шизофренией, которая не опасна и не исключает вменяемости. А потому Косенко мог бы обойтись и амбулаторным лечением, поскольку не опасен ни для себя, ни для окружающих.
Защитники настаивали на проведении независимой экспертизы, но суд им в этом оказал.
Вину в инкриминируемым преступлениях Косенко не признал.
В прениях сторон адвокаты просили прекратить дело в отношении их подзащитного в связи с отсутствием события преступления. «Никаких массовых беспорядков не было, а были явно провокационные действия со стороны сотрудников полиции и ОМОНа, которые были направлены на дестабилизацию и на срыв согласованной акции оппозиции», — заявил BFM.ru адвокат подсудимого Дмитрий Айвазян.
Он утверждал, что обвинение не смогло доказать и того, что подсудимый кого-либо бил или толкал, а имеющиеся в деле фото это подтверждают. «На фотографиях видно, что Косенко даже поблизости от Казьмина не находился и не мог причинить ему какие-либо повреждения. Он не мог до него даже дотронуться! Казьмин сам признался в суде, что не видел Косенко рядом», — отметил защитник.
Суд не переубедили
Однако судья Людмила Москаленко (кстати, именно она выносила ранее приговор Максиму Лузянину) сочла предъявленные обвинения доказанными, однако констатировала, что в силу психического состояния Косенко не мог отдавать отчет в своих действиях. В связи с этим она прекратила уголовное дело, а подсудимого отправила на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа.
В постановлении она отметила, что потерпевшие могут подать иски о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства. Стоит сказать, что столичное управление полиции, оценило ущерб от действий демонстрантов в 371 тысячу рублей. В эту сумму вошла стоимость поврежденного обмундирования и отнятых спецсредств. Компания «Экоуниверсал», владеющая биотуалетами, лишилась имущества на 70 тысяч рублей. Столичная же мэрия потратила на ремонт асфальтового покрытия из казны и вовсе 28 млн рублей.
Правозащитники Косенко не оставят
Решение судьи сочувствующие подсудимому встретили криками «Позор, фашисты!». А адвокаты заявили, что непременно будут обжаловать судебный акт в Мосгорсуде.
Оппозиционер Алексей Навальный в интервью BFM.ru назвал решение неправосудным. Он не скрывал своего беспокойства по поводу того, где и как будут лечить Косенко. «Есть много примеров, когда психиатрия хуже, чем тюрьма», — сказал он. Он был убежден, что Косенко должны были оправдать.
В свою очередь правозащитники заявили, что не оставят Косенко. «Мы его вытащим», — заявила в интервью BFM.ru глава МХГ Людмила Алексеева.
38-летний Михаил Косенко стал третьим их почти двух десятков фигурантов, чье дело уже заслушал суд. Предприниматель из Подмосковья Максим Лузянин несмотря на признание вины и частично погашенный ущерб получил 4,5 года колонии. Вторым осужденным стал один из организаторов беспорядков, оппозиционер Константин Лебедев. Он, как и Лузянин, заключил сделку со следствием и был приговорен к 2,5 годам колонии.
Еще 12 фигурантов «Болотного дела» сейчас судят в Замоскворецком суде.
По прогнозам участников процесса, который начался этим летом, разбирательство может растянуться еще на несколько месяцев. Впрочем, есть шанс, что подсудимые попадут под амнистию, которую готовят к 20-летию российской конституции. Оно будет отмечаться 12 декабря. Однако, как стало известно BFM.ru, далеко не все фигуранты, согласны на прекращение дела по амнистии.
Читайте также: Участники беспорядков на Болотной не поняли, в чем их обвиняют