У пищевиков жизнь стала легче
Лента новостей
По данным второго июньского исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), за истекшую неделю пессимизма в российской промышленности стало почти на 1 пункт больше
По данным второго июньского исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), за истекшую неделю пессимизма в российской промышленности стало почти на 1 пункт больше. Июньская динамика важнейших конъюнктурных индикаторов свидетельствует об отсутствии существенных изменений в российской промышленности за истекший месяц.
«Темпы снижения спроса, выпуска и занятости остаются прежними, удовлетворенность продажами тоже. Улучшились только прогнозы продаж и планы выпуска, реализация которых в условиях роста избыточных запасов готовой продукции неочевидна. Кредитование промышленности также осталось на прежнем уровне», — заявил BFM.ru заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
В настоящее время июньское значения индекса промышленного оптимизма составляет -26,5 пункта, что, уже 2,6 пункта хуже майского показателя. Неделю назад Индекс опускался до -25,7 пункта.
Напомним, ранее среднемесячные значения индекса имели следующие величины: в марте — минус 29,2 пункта, в апреле — минус 30,2, в мае — минус 23,9 пункта.
Уже окончательная (еще неполученные анкеты не способны существенно повлиять на результат) величина индекса для июня ухудшилась за счет оценок запасов готовой продукции, фактических изменений спроса и оценок продаж. Причем все эти составляющие снизились за месяц примерно одинаково, то есть внесли равный вклад в рост пессимизма по сравнению с маем. И только планы выпуска улучшились в российской промышленности.
Исследования лаборатории позволяют глубже оценить официальные данные происходящего в российской экономике в предшествующем месяце. Дело в том, что данные Росстата о динамике промышленного производства в мае носили противоречивый характер. С одной стороны, снижение выпуска к маю пошлого года на 17,1% оказалось максимальным для текущего кризиса, что позволяет говорить, что от месяца к месяцу промышленность падает все глубже. С другой стороны, незначительность изменения майского индекса по сравнению с апрельским (17,1 после 16,9) и очистка от сезонного фактора дает ЦМАКП основания для утверждения о неизменности объема производства в мае по сравнению с апрелем. Поэтому эксперты считают, что меньшее количество рабочих дней и снижение выработки энергии в теплом мае 2009 года «подрезало» официальную статистику месяца.
Снижение всех трех «спросовых» компонент индекса говорит о росте сбытовых проблем в российской промышленности в июне. Однако темп снижения спроса и удовлетворенность его объемами в результате лишь вернулись к средним значениям 2009 года. То есть никаких принципиальных изменений в этом отношении не произошло. А довольно резкие изменения оценок запасов готовой продукции в последние два месяца вызваны, похоже, попытками предприятий выстроить новую политику управления запасами в условиях кризиса, перспективы развития которого совершенно непонятны.
Как отмечает экономист, в производственных планах предприятий после очистки от сезонности впервые в текущем кризисе возобладали надежды на рост выпуска. Однако реализуемость этих планов представляется достаточно проблематичной: ни спрос, ни оценки запасов готовой продукции пока не позволяют предприятиям действительно перейти к росту выпуска или хотя бы существенно сократить темп его снижения.
В июне ситуация со спросом на промышленную продукцию не претерпела принципиальных изменений по сравнению с маем. Темп снижения продаж (по исходным данным) остался в точности майским (-23 балансовых пункта). Очистка от сезонности показала его увеличение (ухудшение) на 4 пункта, но в результате лишь вернула майское значение к среднему I полугодия 2009 года. Спрос снижается во всех секторах, особенно интенсивно — в химической (-44 балансных пункта) и легкой (-40 б.п.) отраслях.
Ухудшение динамики продаж (увеличение темпа снижения) снизило удовлетворенность их объемами. После колебаний в предыдущие два месяца этот индикатор тоже вернулся к среднему уровню 2009 года. Сейчас три четверти российских предприятий не устраивают объемы спроса на выпускаемую ими продукцию. Однако стабильность показателя в условиях продолжающегося интенсивного снижения продаж и полной неопределенности в отношении перспектив выхода из кризиса свидетельствует о сохраняющейся способности производителей «держаться на плаву». Такой устойчивости оценок спроса в прежние кризисы в российской промышленности не наблюдалось.
А пищевая промышленность демонстрирует уже полную (то есть сопоставимую с предкризисной) адаптацию к текущим экономическим условиям. Второй месяц подряд удовлетворенность спросом в отрасли составляет 60% (в мае 2008 года было 52%, в июне — 58%). На другом полюсе находятся стройиндустрия, только 8% предприятий которой считают сейчас спрос нормальным (год назад было 66%), и легкая промышленность (11%, год назад 38%).
Отдельный интерес представляют перспективы ценовой политики предприятий, история которой представлена на графике:
Хорошо видно, что размах уровня колебаний ценовых ожиданий руководителей предприятий сразу по четырем отраслям существенно снизился, и резкого повышения цен на отпускаемую продукцию в ближайшее время ожидать не приходится.
В июне предприятия по-прежнему снижали свои цены, но не так интенсивно как в предыдущем месяце. Некоторые отрасли (цветная металлургия и машиностроение) даже попытались отказаться от дефляционной политики. Но эти действия, похоже, негативно сказались на динамике июньских продаж. Последнее обстоятельство заставило предприятия достаточно решительно (на 5 пунктов) пересмотреть свои ценовые планы на июль-август и вновь прибегнуть к снижению (более аккуратно – неувеличению) отпускных цен. Таких планов в 2009 году опросы еще не регистрировали. Последний раз снижение цен планировалось промышленными предприятиями в ноябре-декабре 2008 года. Самое интенсивное снижение цен возможно в стройиндустрии и топливной промышленности. А в пищевой, деревообрабатывающей и химической отраслях в ближайшие месяцы вероятен рост цен.
«Обозначившийся ранее рост цен в российской промышленности будет затухать», — делает вывод Сергей Цухло.
Оценки запасов готовой продукции в июне ухудшились на 7 пунктов после майского улучшения на 14 пунктов. При этом доля нормальных оценок сохранилась на уровне 56%. Промышленность, похоже, пытается подстроить свою политику управления запасами под формирующиеся, но пока нестабильные и малопредсказуемые тенденции продаж, выпуска и их возможные изменения. Отсутствие позитива в динамике продаж в сочетании с планами роста производства вызвало рост избыточности запасов в июне. На таком негативном фоне выделяется пищевая промышленность, которая в июне оценила свои складские накопления как недостаточные. Последнее обстоятельство еще больше поддержит рост выпуска в отрасли даже в условиях планируемого там повышения цен.
Никаких изменений в динамике занятости в промышленности в июне опросы не зарегистрировали. После незначительного улучшения (т.е. снижения) темпа фактических увольнений в мае предприятия вновь вернулись к прежнему (как в феврале-апреле) соотношению действий по сокращению и найму персонала. Сообщений о сокращении, естественно, больше, чем сообщений о найме. Но более половины предприятий в течении всех кризисных месяцев (кроме особенно тяжелого января) предпочитали не изменять количество работников. Во II квартале таких предприятий в российской промышленности было в среднем 58%. Наибольшую стабильность кадровой политики во II квартале демонстрировали цветная металлургия (74% предприятий не меняли численность занятых), леспром (68%) и пищевая промышленность (66%). В машиностроение же, наоборот, только 52% заводов смогли удержаться от изменений количества работников при самой высокой интенсивности сокращений (-31 балансовый пункт).
Не изменились по сравнению с маем и кадровые планы предприятий. Промышленность в ближайшие месяцы намерена продолжить сокращение работников, но чуть менее интенсивное, чем текущие увольнения. Лидерами здесь могут стать цветная металлургия (баланс предполагаемых изменений занятости -30 б.п.) и машиностроение (-24 б.п.). И только пищевая промышленность планирует увеличение занятости в июле-августе.
Способность платить по уже имеющимся кредитам выросла в июне до 61% (за 100% принимаются предприятия, имеющие кредиты; 16% предприятий сообщили, что у них нет кредитов). В апреле способность промышленности обслуживать кредиты составляла 50%. Сергей Цухло отмечает, что наиболее «уверены в своих силах» сейчас металлургические (96%) и пищевые (87%) предприятия. А самую большую кредитную слабость признают стройиндустрия (33% предприятий способны обслуживать имеющиеся кредиты) и леспром (47%).
Методика расчета.
Индекс строится как среднеарифметическое значение балансов (разностей ответов) четырех вопросов ежемесячной конъюнктурной анкеты ИЭПП:
Фактическое изменение спроса, баланс = %роста - %снижения
Оценка спроса, разность оценок = % выше нормы + % норма - % ниже нормы
Оценка запасов готовой продукции, баланс = % выше нормы - % ниже нормы, противоположный знак.
Планы изменения выпуска, баланс = %роста - %снижения.
Балансы 1 и 4 вопросов очищаются от сезонного и календарного факторов, а для отраслевых индексов — еще и от случайных колебаний.