Алексей Навальный побывал в суде в роли свидетеля
Лента новостей
Навальный дал показания в суде в защиту своего соратника Константинова, который обвиняется в убийстве, и не исключил, что его «дело могло быть сфабриковано»
Кандидат в мэры Москвы, оппозиционер Алексей Навальный сегодня выступил в Чертановском суде столицы на процессе по делу члена Координационного совета оппозиции Даниила Константинова. Давая показания в качестве свидетеля, лидер оппозиции высказал сомнение в том, что его соратник мог быть причастен к убийству, совершенному в декабре 2011 года у станции метро «Улица Академика Янгеля».
Аналогичную точку зрения высказал в суде и другой товарищ подсудимого, депутат Госдумы Дмитрий Гудков.
Алексей Навальный прибыл в суд за несколько минут до начала заседания. Он был вызван на процесс по ходатайству защиты: адвокаты просили его дать показания, характеризующие личность Константинова. Последний также является лидером националистической организации «Лига обороны Москвы».
Оппозиционер не скрывал, что торопится, и попросил вызвать его в зал первым. Занявший второе место на выборах мэра Москвы политик заявил, что намерен оспорить результаты выборов градоначальника и готовится завалить суды исками.
«Завтра мы подаем 952 иска. Мне как раз нужно их дописать», — сообщил Навальный. Он рассказал, что один иск — к столичному Центризбиркому — он планирует уже завтра подать в Мосгорсуд. Еще 951 иск будет направлен в столичные суды с требованием отменить результаты выборов на избирательных участках.
«Образец сдержанности»
Оппозиционер сообщил, что знает Константинова с 2004 года по работе комитета, созданного в защиту москвичей, и занимавшегося борьбой с незаконным строительством и строительным произволом. «Константинов был руководителем инициативной группы, а потом мы часто встречались на других мероприятиях», — рассказал Навальный. Он охарактеризовал подсудимого как «человека с высоким уровнем правосознания, который ни к кому не относился агрессивно и был сдержан в эмоциях и оценках».
«Я больше десяти раз участвовал с ним в митингах и других протестных мероприятиях, где было большое количество встревоженных людей, — продолжил Навальный. — В таких ситуациях Константинов был абсолютно спокоен, он никогда не участвовал ни в каких потасовках, и я никогда не слышал и не видел, чтобы он других людей к этому призывал. Он всегда был одним из образцов сдержанности. Он был хладнокровен, спокоен и отлично знал закон».
Навальный отметил, что по роду общественной деятельности Константинов взаимодействовал с людьми разных взглядов и национальностей. «Он ко всем ровно относился, — заверил свидетель. — Это был человек, который был всегда дружелюбен и мог найти язык с большим количеством людей, почему его любили приглашать на массовые мероприятия. В общем нормальный, добропорядочный человек».
Навальный выразил сомнения в том, что подсудимый мог совершить хладнокровное убийство.
По версии следствия, вечером 3 декабря 2011 года около выхода со станции метро «Улица Академика Янгеля» Даниил Константинов подрался с 24-летним Алексеем Темниковым, который принадлежал к неформальному движению панков. В ходе ссоры Константинов пустил в ход нож, который вонзил своему сопернику в сердце. Молодой человек скончался мгновенно. Константинова обвинили в убийстве (часть 1-я статьи 105 УК РФ) и взяли под стражу. Свою вину он не признал и заявил, что уголовное дело — это месть со стороны правоохранительных органов, а именно Центра «Э» (по противодействию экстремизму) столичного главка полиции, с которым он отказался сотрудничать.
О национализме и роли спецслужб
Константинов также принял участие в допросе свидетеля, попросив у судьи разрешения обращаться к Навальному на «ты» и пояснив, что уже много лет он и политик так с друг другом общаются.
Он поздравил Навального с хорошими результатами на выборах. «Алексей, это только начало!», — подбодрил он единомышленника.
Константинов заметил, что на протяжении многих лет принимал участие в различных кампаниях под лозунгами «хватит кормить жуликов и воров», в кампаниях за честные выборы в Госдуму.
«Насколько они могли встревожить власть и стать поводом для начала преследования оппозиции?» — спросил он свидетеля.
Навальный заявил, что сам, как представитель оппозиции, не раз «незаконно подвергался преследованию со стороны власти».
«Недавно отмечали очередную годовщину протестных событий, и на каждой фотографии с фотоотчётов тебя можно было увидеть, — сказал он. — Я уверен, что насчет тебя как активиста оппозиции у власти могла прийти мысль о незаконном уголовном преследовании или возбуждении уголовного дела».
Далее Константинов поинтересовался у свидетеля, «насколько велика роль спецслужб».
Политик ответил, что они часто пытаются завербовать тех или иных активистов, а те, кто не поддается вербовке, подвергаются с их стороны «нападкам».
«Это превратилось в рутину политической деятельности и никого уже не удивляет», — резюмировал он.
Навальный высказал мнение, что Константинов, который являлся лидером националистической организации, сыграл «позитивную роль по трансформации русского национализма в сторону европейского национализма», что не могло не насторожить власть, которая бы предпочла, чтобы национализм оставался «маргинальным» и легко контролируемым.
Навальный пришел к выводу, что предъявленное Константинову обвинение противоречит сложившемуся у него мнению о личности подсудимого. При этом он добавил, что все вышеназванные им факты наводят его на мысль, «что вероятен сценарий, при котором все это дело Константинова могло быть сфабриковано».
Об угрозах
Занявший место Навального на трибуне депутат Госдумы, оппозиционер Геннадий Гудков также дал Константинову крайне лестные характеристики как очень спокойному, вовсе не агрессивному человеку.
Он рассказал, что знает Константинова с 2007 года, когда вместе с ним стал сопредседателем всероссийского молодежного движения «Победа». Депутат назвал Константинова «достаточно надежным и законопослушным гражданином», который исповедовал «умеренный национализм европейского типа». Он также заявил, что за два месяца до ареста подсудимого тот в телефонном разговоре рассказал, что ему поступают угрозы из Центра «Э».
Сегодня также был допрошен еще ряд свидетелей защиты. Они также пытались убедить суд, что Константинов никогда не допускал националистических высказываний и был ко всем терпим.
Ненадежный свидетель
Адвокаты же подсудимого поставили под сомнение показания единственного очевидца убийства, который опознал в нападавшем Константинова.
Адвокат подсудимого Валерий Шкред озвучил любопытные данные. Оказалось, что главный свидетель обвинения был ранее судим, за шесть эпизодов квартирных краж он получил всего 3,5 года лишения свободы условно.
«Мне непонятно, как в 21 веке, в развитом государстве обвинение может быть построено на показаниях такого человека. Условные сроки получают только люди, которые сотрудничают с правоохранительными органами или иными словами стукачи!» — заявил Константинов.