16+
Четверг, 2 января 2025
  • BRENT $ 76.01 / ₽ 7729
  • RTS893.22
26 июня 2009, 15:49

По пути к потребителю молоко дорожает на 250%

Лента новостей

«Молочная война» России с Белоруссией не решила ценовые проблемы производителей сырого молока и переработчиков. Но если к демпингу игроки российского молочного рынка привыкли, то с накрутками сетей они справиться не могут

Молоко. Фото: РИА Новости
Молоко. Фото: РИА Новости

«Молочная война» России с Белоруссией не помогла решить ценовые проблемы производителей сырого молока и переработчиков. Впрочем, если к демпингу белорусских производителей игроки российского молочного рынка привыкли и научились подстраиваться, то с накрутками сетей они справиться не могут, а в конечном итоге потребитель переплачивает от 25% до 50% от себестоимости молока.

Как объяснила в интервью BFM.ru ведущий эксперт института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова, раньше всегда цена сырого молока была доминирующей в образовании цены конечного продукта. И, соответственно, сезонные колебания сказывались на конечной цене для потребителя. «Безусловно, резких скачков никогда не было, но летом молочная продукция немного дешевела. В последние несколько лет, по мере появления новых розничных сетей и усиления их позиций на рынке, эти колебания в цене становились все менее заметными. Производители сырого молока цену традиционно снижали, переработчики ее снижали, но в меньшей мере, а в розничных сетях изменения вообще не наблюдаются».

По словам Рыбаловой, сейчас на рынке ситуация такова, что цена на сырое молоко упала сильно, а на стоимости конечного продукта это никак не сказалось. В некоторых случаях цена на молочные продукты даже выросла.

Даже если достаточно грубо подсчитать процентные прибавки на каждом этапе товарной цепочки от сырого молока до конечного продукта на полке магазина, становится понятно, что происходит с ценой.

Исполнительный директор агромолочного комбината «Рязанский» Станислав Подоль рассказал BFM.ru, что закупочная цена для переработчиков составляет, в частности в Рязани, 9 рублей 80 копеек с учетом НДС. Себестоимость производства молока — минимум 8 рублей 50 копеек. Затем к цене прибавляются затраты на переработку — 7–8 рублей на килограмм. Упаковка тоже не бесплатная, и потому нужно прибавить 4-5 рублей за «тетрапаковские» коробки-пакетики. Кроме того, есть порог рентабельности для переработчика — для того, чтобы он мог развиваться, удовлетворять свои нужды и при этом закупать молоко по приемлемой для производителя цене. На выходе получается 25 рублей 60 копеек.

В рознице цена литра молока в среднем равна 30-36 рублей — в зависимости от жирности, упаковки и конкретного магазина, который его продает.

«Несмотря на то, что молочный конфликт с Белоруссией подавался в основном как политический, это не совсем так. Демпинг с их стороны очень серьезно сказывается на наших производителях. Дело в том, что крупным переработчикам молока выгоднее закупать соевое молоко в Белоруссии и затем разбавлять его. Получается 6 рублей за литр,— рассказывает Подоль. — При этом технический регламент не работает. В мире нет методик для выявления сухого молока в готовом продукте».

Как пояснил Станислав Подоль, потенциально можно заставить и российских производителей сырого молока продавать сырье по 6 рублей, но тогда поголовье скота серьезно сократится. «Если производителя заставить снизить закупочную цену, они просто вырежут стадо. Уже за последние полгода вырезали 300 тысяч голов».

«Технический регламент ужесточил требования к сырому молоку — часть высшего сорта ушла в первый сорт, часть первого сорта ушла во второй, а значит, стоимость стала ниже. Однако за переработчиком остается право использовать молоко любого качества, за исключением не сортового. Он покупает сырье дешевле, а конечного потребителя не обязан информировать, из какого молока произведена продукция. То есть получается, что конечная цена на полке теперь не зависит от того, какого качества молоко», — добавляет Татьяна Рыбалова.

Станислав Подоль рассказал также, что несмотря на все заявления сетей об отказе от бонусов и платы за вход, это тоже не совсем так. «Никаких упрощенных входов в сеть нет. Условия жесткие, я бы назвал их кабальными. К этому еще и сумасшедшие отсрочки по платежам — 40–60 дней, а для переработчиков молока это неприемлемо. Кроме того, мы платим 10 тысяч рублей за 10 товарных позиций на полке и от 200 до 300 тысяч рублей составляет разовый взнос при входе в сеть. Когда пытаемся возмутиться, представители сетей говорят, мол, не нравится — не работайте».

В конечном итоге на полке в магазине цена за молоко составляет 30–36 рублей. «Розничные сети хотят работать с той же прибылью, что и год-два назад. Они ссылаются на то, что короткие кредиты очень дороги, и снижают цену только если запасы на складах слишком велики. В этой товарной цепочке наиболее уязвимыми остаются производители молока и, конечно, потребитель, который оплачивает сетевую наценку в 25%–50%», — объясняет Татьяна Рыбылова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию