Global Ports становится главным по контейнерам
Лента новостей
Global Ports покупает «Национальную контейнерную компанию» и благодаря сделке станет крупнейшим оператором по перевалке контейнеров в стране. Цена чемпионского титула — 291 млн долларов плюс 18% собственных акций
Три месяца потребовалось руководству Global Ports, чтобы договориться о покупке «Национальной контейнерной компании» (НКК). Впервые слухи о сделке появились в конце мая, а сегодня, 2 сентября, стороны официально объявили о заключении имеющих обязательную силу договоренностей.
Объем сделки составит 291 млн долларов плюс 18% акций Global Ports.
Бумаги будут выпущены в пользу офшоров Ilibrinio Establishment Limited и Polozio Enterprises Limited, представляющие интересы акционеров НКК. Ее бенефициары не раскрывались, но, по неофициальным данным, компанией владеют депутат от «Единой России» Виталий Южинин и миллионер Андрей Кобзарь. В результате, исходя из рыночных котировок, без учета долга НКК оценена для сделки в 650 млн долларов.
«Национальная контейнерная компания» основана в 2003 году. Официальная структура собственности не раскрывается. В состав компании входят «Первый контейнерный терминал» в порту Санкт-Петербурга, в порту Усть-Луга — «Усть-Лужский контейнерный терминал» и ряд других активов. Компания занимает второе место в стране по перевалке контейнеров. Общий грузооборот в 2012 году составил 1,182 млн TEU. По итогам 2012 года выручка НКК составила 253,3 млн долларов; чистая прибыль — 79,7 млн долларов.
По итогам сделки акционеры НКК получат два места в совете директоров без специальных прав вето. При этом пока бывшие владельцы НКК будут представлены в совете директоров Global Ports, на них будет распространяться соглашение о неконкуренции и они не имеют права участвовать в подобных внешних проектах.
Стороны рассчитывают закрыть сделку в течение ближайшего полугодия.
Причиной продажи НКК, скорее всего, стала высокая долговая нагрузка. Дело в том, что три года назад компания выкупила ряд активов у группы «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова. Сделка объемом 900 млн долларов полностью финансировалась за счет кредита Сбербанка. В результате долг оператора контейнеров перед кредиторами составляет почти 1 млрд долларов, из которых 300 млн нужно будет погасить в этом году.
Теперь эти обязательства перейдут к Global Ports. «После сделки задолженность объединенного портового холдинга превысит три EBITDA, но это будет не критично. Компания сможет экономить на инвестиционной программе и отказаться от дополнительных выплат акционерам сверх действующей политики», — отмечает аналитик Sberbank Investment Research Михаил Ганелин.
Сделкой также предусмотрен опцион на покупку половины контейнерного терминала в Ильичевске на Украине. Цена актива в рамках опциона — 60 млн долларов. Срок действия опциона на покупку — три года с момента завершения сделки. Доля терминала на украинском рынке перевалки контейнеров составляет около 30%.
Благодаря сделке свободные контейнерные мощности Global Ports вырастут до 1,12 млн TEU, что сделает компанию лидером на российском рынке перевалки контейнеров. Однако сильно влиять на ценники на рынке компания не сможет, считает генеральный директор аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. «Конкуренция в секторе высока: крупные контейнерные терминалы есть у «Суммы» Зиявудина Магомедова и UCL Ports Владимира Лисина. К тому же за клиентов российским компаниям придется конкурировать еще и с финскими и другими прибалтийскими портами», — указывает эксперт.