Белоруссия может поплатиться за калий молоком и нефтью
Лента новостей
В сентябре российская «Транснефть» сокращает поставки нефти в Белоруссию. В то же время Роспотребнадзор предъявил серьезные претензии к белорусской молочной продукции. Такие действия наблюдатели связывают с арестом в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера
В сентябре российская «Транснефть» сокращает поставки нефти в Белоруссию на 400 тысяч тонн. Компания сообщает, что причина — некачественные украинские трубы, из-за которых пришлось ремонтировать нефтепровод «Дружба».
Тем не менее, такие действия связывают с арестом в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Хотя в заявлениях российских официальных лиц об этом ничего не говорится.
Читайте также: Российско-белорусский калийный кризис: чем ответит Россия, и чего добивается Лукашенко
Ранее в среду глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предъявил серьезные претензии к белорусской молочной продукции.
А до этого российский Минфин сообщил, что одобрит очередной кредит для Минска по линии ЕвразЭС лишь после изучения вопроса о том, как республика обслуживает предыдущие транши.
Напомним, в среду пошли третьи сутки после задержания в минском аэропорту гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера.
Читайте также: Что ждет главу «Уралкалия» в камере СИЗО союзного государства
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс в интервью Business FM прокомментировал сложившуюся ситуацию:
— Лукашенко всегда играл с нами в покер. Он прекрасно представляет, как российское руководство относится к идее Евразийского союза, соответственно, противостоит ЕС путем единения постсоветских государств. Это близкая нашему сердцу история, поэтому он играет в покер с нами понимая, что выгнать его из союзного государства, из Таможенного союза — очень трудно. Лукашенко каждый раз пытается найти предел терпения Путина. Ну, посмотрим, как в этот раз он сыграет. Дело в том, что, конечно, потерять почти 1 млрд долларов калийных активов, что, собственно, подготовил ему «Уралкалий», это для него очень тяжелый в этот момент удар, поскольку валюта падает, доходов нет, социальные обязательства большие. Под вопросом власть Лукашенко, вот он и маневрирует.
— С точки зрения бизнеса, это адекватное поведение?
— Нет, неадекватное, но дело в том, что он себя ассоциирует с отцом всей белорусской нации, каждого белоруса, и каждого предприятия. Но в рыночной экономике такому ручному руководству места нет. Если он по-прежнему будет думать, что каждое предприятие Белоруссии, даже такие важные для бюджета, как калийные, принадлежат лично ему, и он лично за это отвечает, то модели этой придет конец, как только он ослабнет интеллектуально, что он уже сделал, или физически.
Нефть для союзного государства самая чувствительная статья дохода, отметил в эфире Business FM ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: «Любое снижение поставок для Белоруссии имеет значение не столько даже экономическое, сколько психологическое. Они полностью зависят от поставок России, все их попытки получать нефть из Венесуэлы или еще откуда-то из Ирана оказались глубоко убыточными. Если даже совсем немного снизить поставку нефти, Беларусь немедленно перепугается. Для их бюджета это чуть ли не главный источник финансирования. Здесь неважно, насколько идет снижение. Явно, что никто не будет снижать до такого предела, чтобы экономика Белоруссии встала».
Отметим, сообщения о закручивании нефтяного вентиля появились буквально через час после того, как у Роспотребнадзора появились вопросы к качеству белорусской молочной продукции. Глава ведомства Геннадий Онищенко заявил следующее: «Только в Московской области специалисты Роспотребнадзора обследовали 240 образцов белорусской молочной продукции. Из них больше трети не соответствовали требованиям качества и безопасности».
В частности у ведомства появились вопросы к творогу зернистому и сливочному маслу производителей «Савушкин продукт» и «ГМЗ номер 1» Минска и других белорусских предприятий.
Заместитель гендиректора компании «Савушкин продукт» Елена Бабкина рассказала BusinessFM, что компания еще не получала никаких официальных претензий от Роспотребнадзора:
«Никаких официальных претензий и результатов исследований проверок нашей продукции на российском рынке к нам не поступало. Однако нам достоверно известно, что именно в Подмосковье раскрыто производство масла под нашей торговой маркой «Брест-Литовск» на нелегальной основе. В предыдущие проверки все было в порядке, мы очень трепетно относимся к своей продукции. Мы получили все европейские сертификаты и, более того, мы поставляем цельную молочную продукцию в страны Евросоюза, а там требования тоже очень высокие. А что касается российского рынка, он для нас дорог, он для нас приоритетен, это один из основных наших экспортных рынков, и, в целом, из общего объема экспортных поставок доля РФ составляет около 80%».
Объемы поставок белорусского молока в Россию сейчас растут. По сравнению с прошлым годом они увеличились в два раза, но при этом они невелики на фоне количества продукции отечественных производителей, рассказал Business FM руководитель аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяна Рыбалова:
«Что касается белорусского молока, то объемы его поставок остаются все равно очень небольшими на фоне наших огромных объемов производства, то есть менее 1%. Они значимы для белорусских предприятий, а Россия, что касается питьевого молока, вполне может обойтись без него. Это не составит проблемы. Что касается регионов, то там поставки незначительны, и, я думаю, что потребитель даже не заметит, если у нас прекратятся поставки из Белоруссии».
Претензии к качеству белорусской молочной продукции уже активно обсуждают в социальных сетях. Блогеры шутят: «В белорусском молоке внезапно нашли уральский калий».