Нелишние экономике пенсионные деньги
Лента новостей
Почему пенсионные деньги, которые во всём мире служат драйвером роста во многих сферах, в России не хотят идти на фондовый рынок? Что на самом деле делают управляющие компании с деньгами российских пенсионеров?
Все-таки, наша пенсионная система — запутанный механизм. Есть 48 управляющих компаний, которые работают с пенсионными накоплениями. У них сформировано 59 инвест-портфелей. У некоторых компаний 2 и более портфелей, которые отличаются по степени риска, и потенциальной доходности.
Лишние деньги в управляющую компанию могут попасть двумя способами. Во-первых, из ПФР. Это, когда будущий пенсионер желает, чтобы его пенсионные накопления оставались в государственном пенсионном фонде, но при этом хочет, чтобы управлял ими не государственный ВЭБ, а другая УК.
Второй способ: НПФ. В этом случае, пенсионные накопления уходят из ПФР в негосударственный пенсионный фонд. А управлять ими может, как сам НПФ, так и управляющие компании, с которыми он заключает договор. При этом деньгами, которые лежат в одном НПФ могут управлять несколько управляющих компаний. А одна управляющая компания может заключать договора с несколькими НПФ.
Самое интересное, что, когда деньги лежат в НПФ, то в случае убытка в течение года, негосударственный пенсионный фонд обязан возместить его из собственных средств. Это правило не распространяется на те деньги, которые лежат в ПФР. При том, что деньгами могут управлять одни и те же управляющие компании, результат по итогу года в зависимости от того, где хранятся пенсионные накопления, может быть разным.
За первую половину года отрицательную доходность показали 15 портфелей. Главные аутсаудеры потеряли больше 30%: УК «Интерфин КАПИТАЛ» и УК «Тринфико» с портфелем долгосрочного роста. Получается, что этот убыток на пенсионных накоплениях отразится на тех, кто выбрал одну из этих управляющих компаний и хранит деньги в ПФР. А те, у кого деньги в НПФ по итогу года будут, как минимум в нуле.
Казалось бы, хорошее правило. Но именно из-за этого ограничения НПФ все больше перекладывают пенсионные деньги на депозиты. В некоторых фондах их размер доходит до 80%, то есть до максимально разрешенного уровня. А на рынок акций идет лишь малая часть. Тогда как по всему миру именно пенсионные деньги — драйвер развития внутреннего фондового рынка.
А у нас получается замкнутый круг: лишние деньги не идут на рынок акций, котировки не растут, у тех, кто их все-таки купил, — убытки, поэтому все меньше лишних денег идет на фондовый рынок.
Между тем, правительство опять пытается повысить пенсионный возраст. Пока только для женщин. Как пишут «Ведомости», чиновники совместно с экспертами РАНХиГС и Высшей школы экономики подготовили новые меры по экономии бюджетных средств, в число которых входит и повышение пенсионного возраста для женщин с нынешних 55 до 60 лет.
Это предлагается сделать в течение десяти лет, начиная с 2019 года. Также предполагается индексировать базовую часть пенсии не выше уровня инфляции и отменить ежегодную корректировку страховой части для работающих пенсионеров.