16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 72.68 / ₽ 7438
  • RTS832.16
31 июля 2013, 21:33 КомпанииРынки

«Уралкалий» затеял революцию на калийном рынке

Лента новостей

Рынок остро отреагировал на заявления руководства российского производителя минудобрений. Вслед за «Уралкалием» серьезно упали и акции всех мировых производителей калия

Здание управления компании ОАО «Уралкалий». Фото: РИА Новости
Здание управления компании ОАО «Уралкалий». Фото: РИА Новости

«Революция на калийном рынке» — так зарубежные эксперты оценивают заявления «Уралкалия». А производители удобрений говорят, что им придется теперь жить по новым правилам.

Российская компания заявила: цена на хлоркалий упадет на четверть. И обрушила свои акции на 25%, потеряв больше 3 млрд долларов. Некоторые аналитики приводят сравнение: «Это как будто Саудовская Аравия вышла из ОПЕК». Кстати, эта страна уже поступала подобным образом, в середине 1980-х, вспоминает управляющий директор группы компаний «АЛОР» Сергей Хестанов.

«Саудовская Аравия сильно нарастила добычу, в разы снизила стоимость нефти, но за счет этого заметно увеличила свою долю на рынке, — рассказывает Хестанов. — Подобная стратегия — захват рынка за счет снижения цен — может быть выгодна в случае, если именно данный производитель обладает наименьшей себестоимостью. Поскольку себестоимость продукции «Уралкалия» весьма и весьма конкурентная, то не исключено, что разыгрывается подобная стратегия».

Есть и другая версия. У компании Сулеймана Керимова не раз возникали трудности с заключением контрактов с основными потребителями удобрений — Китаем и Индией. Директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский предположил, что у «Уралкалия» склады переполнены. А хлоркалий не тот продукт, который можно хранить вечно. И здесь уже не до стратегии — лишь бы продать. Вот почему компания разорвала отношения с белорусами, считает Владимир Рожанковский.

«Разорвав контракт, «Уралкалий» получил возможность самостоятельно реализовывать, опорожнить склады, — говорит Рожанковский. — Чем больше будет продукция храниться, тем большая ее часть придет в коммерческую негодность. Хлоркалия нет условно пригодного, его нельзя уценивать как клубнику. Он либо обладает транспортабельными свойствами, либо превращается в камень под воздействием влаги, который уже не продашь. Кому он нужен, этот камень?»

Незадолго до последних событий, «Уралкалий» начал байбэк. А миноритарии «Уралкалия» Александр Несис и Зелимхан Муцоев продали свои доли в компании, оба пакета ушли по хорошей цене. Акции Муцоева купил сам «Уралкалий». А вот Несис продал бумаги на рынке. Кто мог стать покупателем этих бумаг, которые через короткое время так сильно подешевели? Свое мнение на этот счет в беседе с Business FM высказал независимый эксперт Богдан Зварич.

«Интерес инвесторов к этой бумаге был, и был соответствующий спрос, — говорит Зварич. — Поэтому вполне возможно, что поучаствовали мелкие розничные инвесторы, которые покупали бумагу, и спекулянты, которые рассчитывали на рост котировок в дальнейшем. Возможно, что часть акций была куплена в рамках этого байбэка, что также сказалось на спросе. Вообще информационная составляющая в последнее время вокруг бумаги, на мой взгляд, была достаточно неплохая».

Среди пострадавших — иностранные производители калия, которые потеряли 18 млрд долларов. Несладко придется канадцам: почти в полпроцента ВВП эксперты оценили потери экономики страны от снижения цен на рынке калийных удобрений. И, конечно, пострадает «Беларуськалий», который потерял сильного партнера.

Возможно, в последних событиях есть и политическая составляющая.

Читать также: Калий, сом и Крещение Руси: Россия и Белоруссия могут вновь поссориться

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию