Виктор Батурин приговорен к 7 годам колонии общего режима
Лента новостей
Бизнесмен признан виновным в попытке провернуть аферу с векселями компании «Интеко» стоимостью несколько миллиардов
Гагаринский суд Москвы в пятницу приговорил шурина бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, бизнесмена Виктора Батурина к 7 годам колонии общего режима и штрафу в размере 700 тысяч рублей. Он был признан виновным в трех эпизодах мошенничества, два из которых — с векселями компании «Интеко» стоимостью более 5 млрд рублей.
Между тем, в прениях сторон прокурор просил для Батурина несколько больший срок — 8 лет лишения свободы и штраф в размере 300 тыс. рублей.
Сдержанный оптимизм
На оглашение приговора 58-летнего Виктора Батурина доставили с опозданием на час. Вместе с конвоирами и приставами в зале присутствовал спецназ. Поддержать подсудимого приехали его третья жена Илона Образцова и теща.
«Как вас содержат в СИЗО?», — атаковали Батурина журналисты.
«Согласно закону», — последовал ответ. Заметно постройневший подсудимый сказал, что на здоровье не жалуется, а от суда ждет только оправдательного приговора.
«А если он окажется обвинительным, и вы сядете на реальный и довольно длительный срок?», — не сдавались репортеры.
«Скажем спасибо Богу и будем обжаловать», — не терял оптимизма подсудимый.
Находящийся под стражей бизнесмен заявил, что сейчас желает только одного: чтобы его сестра Елена Батурина, которая ранее являлась президентом «Интеко», отдала ему то, «чем незаконно завладела».
Шерше ля фам
Стоит отметить, что еще в начале процесса, который стартовал 28 января, подсудимый винил во всех своих бедах сестру. В сентябре 2011 года Елена Батурина продала «Интеко» вместе с 25% акций, которые, как утверждал бизнесмен, принадлежали ему. Незадолго до своего ареста Виктор Батурин пытался оспорить в столичном арбитраже продажу компании. После его ареста процесс забуксовал, а в феврале 2012 года иск Батурина отклонили. Его адвокаты тогда говорили о том, что с помощью уголовного дела Батурина хотели «убрать» из арбитражного процесса и посадили в тюрьму, чтобы не расплачиваться по векселям.
Виктора Батурина задержали 28 ноября 2011 года в офисе «Интеко», расположенном на улице Садовая-Спасская. Бизнесмен предъявил к оплате вексель компании на сумму 10,8 млн рублей. У сотрудников «Интеко» возникли подозрения в подлинности ценной бумаги и они вызвали сотрудников полиции. Задержание бизнесмена сопровождалось скандалом: Батурин обрушился на стражей порядка нецензурной бранью и полчаса прятался в туалете. Было возбуждено уголовное дело, а 30 ноября суд санкционировал его арест.
В ходе следствия Батурину добавили еще два эпизода.
Следователи установили, что в конце сентября того же года бизнесмен прислал в офис компании «Интеко» заведомо подложные векселя и потребовал выплатить ему с процентами более 5,6 млрд рублей. Выяснилось, что ценные бумаги никогда не выпускались.
А в мае 2011 года Батурин занял у своего бывшего товарища по институту Станислава Иосельзона 250 тысяч евро и не вернул. Взамен он передал потерпевшему право требования к компании «Интеко» на помещение под салон красоты в жилом комплексе «Шуваловский» на Мичуринском проспекте. Следствие считает, что юридические права на это помещение принадлежали бывшей жене Батурина Яне Рудковской. В июне 2011 года она уже получила за салон красоты 15 млн рублей от «Интеко», поэтому предоставленная Батуриным Иосельзону бумага являлась недействительной. Эти действия Виктора Батурина были квалифицированы как мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК). А эпизоды с векселями — как покушение на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК).
Батурин вину не признал. Так, он утверждал, что сумма в 5,6 млрд рублей, которую он требовал, это зарплата, которую ему остались должны при увольнении с должности вице-президента «Интеко» в 2006 году. А в том, что он сам выписал один из векселей, нет ничего странного — он имел на это полное право и ранее подписал «сотни векселей».
Читайте также: Батурин готов доказывать невиновность «вплоть до Верховного суда»
Что же касается эпизода, связанного с Яной Рудковской, то, по словам Батурина, он был не в курсе, что его бывшая жена уже получила деньги. Батурин уверял, что Рудковская была не вправе это делать, так он в свое время выкупил у нее инвестиционный договор, на который было оформлено право требования. По его мнению, Рудковская фактически совершила преступление, подставив его и присвоив деньги, которые ей не принадлежали. Поступить так у нее, по словам Батурина, были причины — ведь после его ареста бывшая жена смогла забрать себе их общих детей.
Кстати, потерпевший Иосельзон в суде встал на защиту бывшего товарища. Он отказался от претензий в его адрес, сообщив, что Батурин частично вернул ему долг, а если бы его не держали в СИЗО, то он погасил бы его полностью.
Дважды судимый
Для того, чтобы огласить приговор, судье Оксане Шаровой потребовалось несколько часов. За это время с находящегося в клетке подсудимого так и не сняли наручники. Судья признала доказанной вину подсудимого по всем трем эпизодам.
За мошенничество и покушение на мошенничество она дала Батурину 4,5 года колонии.
Стоит отметить, что на момент совершения преступления бизнесмен находился на испытательном сроке - в июне 2011 года Пресненский суд Москвы приговорил его к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года и штрафу в 300 тысяч рублей за мошенничество — двойную перепродажу помещения в центре Москвы.
Поэтому при вынесении приговора судья отменила условный срок. Она присоединила наказание, назначенное по первому приговору суда, к наказанию по второму делу и определила окончательный срок в виде 7 лет лишения свободы. В качестве дополнительного наказания Батурину был назначен штраф в размере 700 тыс. рублей.
Планы защиты
Адвокаты заявили, что не согласны с приговором суда и намерены его обжаловать в Мосгорсуде. «Доказательств, представленных гособвинением, было недостаточно для вынесения обвинительного приговора», — заявил BFM.ru адвокат Батурина Георгий Левчук. Он считает, что «вся ситуация, связанная с долгами, и с векселями, относится к предпринимательской деятельности» и все возникшие проблемы нужно было решать в гражданско-правовом, а не в уголовном порядке. Адвокат полагает, что если действия Батурина и попадают под действия уголовного кодекса, то их следовало квалифицировать по менее тяжкой статье, как «мошенничество, совершенное в сфере предпринимательской деятельности» (ст.159.4 УК РФ), которая не предусматривает реального лишения свободы.
Второй адвокат осужденного Игорь Шабанов отметил, что суд положил в основу обвинительного приговора показания Елены Батуриной и высокопоставленных сотрудников «Интеко», которые, на его взгляд, были «заинтересованными лицами». В суде же Батурину так и не допросили, взяв у нее показания на следствии. «Ее допросили очень поверхностно, мы просили вызвать ее в суд, но нам в этом оказали», - сказал защитник. Он заявил, что его клиент не считает себя виновным и хочет, чтобы его оправдали.