16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.43 / ₽ 7494
  • RTS814.88
25 июня 2013, 19:09 ТехнологииКомпании

Купить кофе, расплатившись смартфоном

Лента новостей

ПМЭФ, запуск видео в Instagram, «антипиратский» законопроект. Столько событий вокруг, что перестаешь замечать, как быстро и кардинально меняется жизнь. Вот так, в режиме нон-стоп, читаешь или пишешь про технологии, и не веришь, что они найдут какое-либо применение в реальности. «Вот было бы здорово, если бы оно заработало», думаешь про очередной концепт очередного чудо-сервиса. Но сколько же надо преодолеть препятствий, чтобы выйти на рынок. Многие и не доходят — сдуваются едва ли не на самом старте.

Так и с NFC-платежами. Сколько лет рассказываю про то, как вот-вот, еще чуть-чуть, и смартфоны заменят нам кошельки. Сколько видела тестовых проектов, которые ни во что не выросли. Недавно опробовала очередной сервис: пришла в кофейню Starbucks без денег и банковской карты и купила кофе. С одним лишь смартфоном.

Оно живое

Надо было видеть глаза девочки на кассе. Поначалу она лепетала, что так, как я предлагаю, заплатить, наверное, не получится — вот если бы у меня была специальная карта, тогда... Я и сама была не уверена, что все сработает как надо. Получится — отлично, а если нет? Буду выглядеть как городская сумасшедшая, тыкающая телефоном в терминал?

Впрочем, к работникам Starbucks я прониклась уважением. Девочка-кассир, хоть и не верила, что оплатить покупку можно со смартфона, но оставалась очень доброжелательной. Почему сотрудников московской сети не оповестили о запуске проекта NFC-платежей — вопрос отдельный, и вовсе не к сотрудникам. Дело было, кстати, практически в самом центре Москвы — у БЦ «Белая Площадь», в двух шагах от метро Белорусская.

В итоге мы договорились попробовать — а вдруг получится? Девочка пробила покупку, и я дрожащей от волнения рукой поднесла аппарат к терминалу… Ничего не произошло. И во второй раз. Лишь третья попытка оказалась удачной — просто надо было приложить смартфон так, чтобы значок NFC на его задней крышке точно лег на такой же значок на экране терминала.

Фотографировать терминал я не стала, но их легко узнать по такому значку:

На телефоне должен присутствовать аналогичный значок:

Мы обе выдохнули — и я, и кассир. Девочка прямо просияла: «Ничего себе, я даже и не знала, что так бывает!». Что ж, узнала, теперь будет готова к встречам с такими же странными клиентами.

Долго собиралась

Решение NFC-кошелек 30 мая презентовали компания i-Free, платежная система MasterCard и банк «Тинькофф Кредитные Системы». На презентацию сервиса я не попала, поэтому пришлось самостоятельно проверять, действует ли все так, как обещали разработчики.

Обратилась к i-Free, где мне выдали для теста смартфон Philips Xenium W336 с предустановленным приложением «Кошелек». В общей сложности мне понадобилось почти три недели, чтобы забрать аппарат, собраться и проверить его в действии.

Но все к лучшему — тест «в поле», без надзора пиарщиков компаний, запустивших сервис, без предупреждения сотрудников кофейни, — куда показательнее, чем в тепличных условиях презентации. Если бы не сработало — я бы расстроилась, но не удивилась бы. А так — обрадовалась.

Как это работает

Сейчас, в тестовый период, приложение доступно лишь для упомянутой выше модели Philips, а также для HTC One и HTC One SV. «Кошелек» становится частью прошивки смартфона, и сейчас разработчики доделывают ПО под другие Android-смартфоны.

С картой — то же самое. Сейчас через приложение можно удаленно выпустить только карту ТКС, но, в принципе, ничто не мешает в дальнейшем договориться о партнерстве с другими банками. Это, конечно, в теории, как получится на практике — будет видно.

Расписывать все пошагово, честно говоря, нет никакого смысла. Сервис настраивается так просто, что если вы используете смартфон по назначению, а не как «звонилку» — объяснять ничего не надо. Но раз уж взялась делиться опытом, попробую изложить главное.

Чтобы активировать приложение «Кошелек» надо прочитать оферту, а затем ввести минимум данных: ФИО, дату рождения, e-mail и девичью фамилию матери. Затем придумать пароль из четырех цифр. Дальше требуется указать номер телефона (тот же номер, что используется в смартфоне, на который вы регистрируете «Кошелек»).

Заявка на выпуск карты обрабатывается 5-15 минут. Я как-то упустила момент с интернет-подключением и долго ждала подтверждения, сидя на лавочке. Минут через 10 ожидания, до меня, наконец, дошло, что мой телефон не может поймать 3G. Пришлось подключиться к открытой сетке Билайн WiFi Free. После этого карта активировалась моментально.

Счет свежевыпущенной карты можно пополнить обычным способом — с терминала или другой карты. Платить, естественно, можно не только за кофе и не только в Starbucks. В любом магазине, ресторане или месте, где имеется терминал с поддержкой технологии MasterCard PayPass. Таких в Москве и в России в целом, становится все больше: в ГУМе, на автозаправках BP, в салонах МТС и в отделениях «Аэроэкспресса» уже можно платить, прикоснувшись картой или смартфоном к терминалу. Список точек можно найти на сайте MasterCard (или в самом приложении «Кошелек», хотя он не полный).

Не первые и не последние

Это, кстати, далеко не первое и не единственное решение на базе NFC в России. Еще в прошлом году на «Связь-Экспокомме» МТС вместе с MasterCard и Sony показывали свой вариант мобильного кошелька. На выставке была возможность опробовать сервис — купить напиток в специально поставленном в демо-зоне аппарате. Операторское решение, к слову, существенно отличается от того, что представила i-Free. О нем я подробно рассказывала здесь, но если кратко, то главное отличие — требуется специальная SIM-карта с RFID-меткой, привязанная к банковской карте «МТС Деньги».

Похожее операторское решение от «ВымпелКома» мне удалось опробовать в прошлом году в Санкт-Петербурге — там я успешно прошла в метро, прикоснувшись мобильником к метке на турникете. NFC-проект в питерском метро «ВымпелКом» реализовывал совместно с городским комитетом по транспорту, платежной системой RuRu и компанией «Амбик Тэк СПб». Подробности, кому интересно, можно найти тут.

Уверена, чем больше подобных проектов мы видим, тем лучше. Я действительно надеюсь, что в скором будущем смогу использовать свой смартфон как полноценный бумажник — то есть, не только для оплаты товаров и услуг, но и для хранения и использования карт, билетов, скидочных купонов и всего того, что сейчас приходится хранить и искать в настоящем кошельке.

Понятно, что в развитии подобных сервисов должны быть заинтересованы все стороны: производители смартфонов, платежные системы и банки, точки продаж, разработчики сервисов, и, самое главное — пользователи. Последним еще надо объяснить, зачем такое счастье нужно — достаточно вспомнить, как долго Россия привыкает к пластиковым картам вместо наличных денег. Зато для гиков счастье настанет сразу, а дальше — и остальные подтянутся.

Сейчас здесь:

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию