16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 73.86 / ₽ 7436
  • RTS810.89
21 июня 2013, 11:39 Технологии
Актуальная тема: ПМЭФ-2013

Дмитрий Гришин: «Хотелось, чтобы регулятор слышал нас лучше»

Лента новостей

Государство стало активнее регулировать интернет-среду. Как антипиратский закон скажется на интернет-компаниях, и почему российские производители роботов пока неинтересны инвесторам, рассказал глава Mail.ru Group Дмитрий Гришин

Дмитрий Гришин. Фото: РИА Новости
Дмитрий Гришин. Фото: РИА Новости

Ровно год назад генеральный директор Mail.ru Group Дмитрий Гришин также в кулуарах Петербургского экономического форума рассказал первые подробности о запуске своего собственного проекта Grishin Robotics. О том, что уже сделано за последний год, и как на интернет-отрасли сказываются принимаемые государством законы, бизнесмен рассказал в интервью BFM.ru.

— Вы хотели вложить в рынок роботехники около 30 млн долларов. Сколько уже инвестировали и в какие проекты?

— Общий объем фонда 25 млн долларов, из которых в проекты вложено чуть меньше 10% этих средств. Средства достались четырем проектам. Одна из компаний — Bolt — инкубатор роботов в Бостоне. Другие три — из Калифорнии: Double Robotics, Robot AppStore и Swival. Последняя компания делает очень интересный продукт — роботов, позволяющих записывать лекции без участия внешнего оператора.

— Когда эти инвестиции могут начать приносить прибыль?

— Есть разное понимание термина «прибыль». Первое понимание — когда компания успешно развивается и достигает поставленных целей. Здесь у меня пока все очень радужно. Второе понимание — когда компания платит дивиденды, и ее бизнес стоит дороже, чем когда вы покупали в нем долю. В моем случае об этом говорить рано. Нашей компании всего год, некоторые инвестиции и вовсе были сделаны месяц назад. Но если говорить, например, о моей первой инвестиции — Double Robotics, мне очень нравится как они развиваются. Компания уже начала поставлять роботов заказчикам.

— Почему в портфеле нет российских инвестиций?

— Мы смотрели на несколько компаний, но пока инвестировать в них не стали.

— У нас не хватает уровня, чтобы делать роботов?

— У нас исторически люди, занимающиеся «железом» и электроникой, работают в больших компаниях или госсекторе. Среди них дух предпринимательства развит не очень сильно. Зато у России есть большой потенциал в разработке программного обеспечения, «мозгов» для роботов. Думаю, Россия свое слово еще скажет в этом важном направлении.

— Grishin Robotics вы запустили, уже будучи главой Mail.ru Group. Собственный проект не сильно отвлекает от руководства интернет-холдингом?

— Абсолютно нет. Как и раньше, я полностью сфокусирован на компании. В Grishin Robotics очень хорошая команда, и от меня требуется только принимать решение инвестировать в конкретную компанию или нет.

— Mail.ru Group ранее заявляла о желании выйти на международный рынок. Насколько далеко продвинулись в этом направлении?

— Мы это делаем, и делаем это активно, впереди еще очень большая работа. Сейчас мы активно совершенствуем внутреннюю технологию локализации и разработки продуктов. Разработать продукт для российского рынка — это одно дело. А сделать востребованный на многих рынках продукт — совсем другое. Снаружи, для пользователя, этот процесс почти не видим: кажется, что нужно просто перевести названия функций на другой язык, но фундаментально это абсолютно другой, очень сложный процесс. Технологию нужно полностью адаптировать к другому локальному рынку.

— Приведите конкретный пример.

— Сразу скажу, что приводимый пример это не тот продукт, который мы выводим. Возьмём, почтовый сервис. Его антиспаму нужно понимать специфику каждой из стран, и чтобы система понимала, что одно письмо из России, а другое — из другой страны. Или другой пример: когда вы регистрируетесь в мобильном приложении, обычно приходит смс-код. Сделать так, чтобы смс-код приходил в любой точке мира — совершенно не тривиальная задача, потому что операторы везде разные. И подобных вопросов — очень-очень много.

— Mail.ru Group интересен поисковой бизнес?

— Для нас основной фокус — это продукты, связанные с общением и развлечением. Но мы понимаем, что для создания таких продуктов внутри компании нам нужны мощные поисковые технологии. Например, наше хранилище почты — это несколько петабайт.

Mail.ru Group образовано на базе активов инвестиционного фонда Digital Sky Technologies. Крупнейший акционер — группа Naspers, контролирующая 29% капитала и 35% голосов; 17,9% капитала и 58,1% голосов — у офшора New Media Technologies, представляющего Алишера Усманова и его партнеров.

Mail.ru Group — диверсифицированный интернет-холдинг. Группа владеет 100% акций почтовой службы Mail.Ru, 100% акций сети «Одноклассники», 100% месседжера ICQ, 50 % плюс 1 акция ООО «Нонэйм.ру», 39,9% акций социальной сети «Вконтакте». По итогам 2012 года выручка составляла 20,9 млрд рублей, чистая прибыль — 38,3 млрд рублей.

— Помимо профильных активов, у Mail.ru Group есть несколько крупных инвестиций, например, доля во «ВКонтакте». После того, как у компании сменился акционер, не интересно попробовать собрать контрольный пакет?

— Мы рассматриваем различные варианты развития ситуации, но в первую очередь, это будет зависеть от желания других акционеров.

— То есть вы готовы и купить, и продать?

— Чтобы что-то обсуждать, нужно конкретное предложение. Если оно будет, мы с удовольствием на него посмотрим.

— А в отношениях с Qiwi, которая недавно провела размещение, что-то поменялось? Возможен полный выход из этой компании?

— Компания провела очень успешное IPO, и я поздравляю ребят с этим. Что касается дальнейшего будущего, то все будет зависеть от большого количества факторов: как будет развиваться стратегия, какой будет цена компании… У нас сейчас действует lock-up период, а дальше — посмотрим.

— Сейчас парламент обсуждает антипиратский закон, как заложенные в нем идеи повлияют на работу интернет-компаний?

— Регулировать вопрос авторских прав в Интернете — идея неплохая. Главный вопрос, как это будет реализовано, и какие будут механизмы? Вот к конкретному механизму у нас и есть вопросы. Непонятно, какая модель будет выбрана, и как будет применяться на практике. Недавно обсуждали практику борьбы с материалами, призывающими к суициду, и выработали некоторую форму, которая пока как-то работает. Сказать, что это фундаментально повлияло на развитие Интернета, будет неправильно. Будет ли также с данным законопроектом? Посмотрим.

— У вас нет ощущения, что государство ужесточает регулирование интернет-среды?

— Да, активность возросла. Однозначно, Интернет стал намного более интересен законодателям. За последние полтора года, количество законов, связанных с работой Сети, сопоставимо с количеством принятых законов по Рунету за последние 10 лет. Плохо это или хорошо? Зависит от того, чем дело кончится.

— А с вами государство при принятии законов советуется?

— Некий диалог идет. А дальше какие-то вещи учитываются, какие-то нет.

— Вас хорошо слышат?

— Нам бы хотелось, чтобы регулятор слышал нас лучше.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию