16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
6 июня 2013, 21:26 ОбществоПравоПолитикаКонфликты

10 участников беспорядков на Болотной оставили в СИЗО еще на полгода

Лента новостей

Стартовало предварительное слушание по одному из самых громких «политических» процессов года

Обвиняемые по делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года Алексей Полихович, Андрей Барабанов, Ярослав Белоусов, Сергей Кривов (слева направо) во время судебного заседания в Мосгорсуде. Фото: РИА Новости
Обвиняемые по делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года Алексей Полихович, Андрей Барабанов, Ярослав Белоусов, Сергей Кривов (слева направо) во время судебного заседания в Мосгорсуде. Фото: РИА Новости

В Замоскворецком суде Москвы сегодня стартовало предварительное слушание по одному из самых громких «политических» процессов года — делу о беспорядках на Болотной площади столицы. На скамье подсудимых 12 человек, 10 из них находятся под стражей. Суд по ходатайству прокуратуры продлил им содержание в СИЗО еще на полгода — до 24 ноября.

Из-за того, что в районном суде не оказалось достаточно большого зала, процесс решено было проводить в Московском городском суде.

К разбирательству по резонансному делу правоохранители подготовились заранее — рядом со зданием были усилены меры безопасности. На соседней улице «спрятались» три полицейских автобуса, вокруг здания курсировали полицейские патрули.

Люди-«овощи»

Впрочем, особого ажиотажа и протестных акций не наблюдалось. У входа в суд собрались, как сторонники, так и противники подсудимых. Их набралось не более сотни. Группа из трех молодых людей, одетые в костюмы овощей — огурец, помидор и лук «требовали посадок». Назвавшись арт-группой «Не овощи» они держали плакаты с соответствующими надписями. «Посадить! Омоновцы тоже люди», — гласила одна из них. Подсудимых «ростовые куклы» назвали провокаторами. А когда «человек-огурец» принялся рассказывать о том, что демонстранты бросались в полицейских камнями, подсудимая Мария Баронова плюнула в него.

Из представителей оппозиции был замечен Илья Яшин. «Свободу узникам Болотной», — было написано на его плакате. В течение последующих часов листок переходил из рук в руки сменившим оппозиционера сторонникам, которые устроили у входа в суд одиночный пикет.

Непосредственно к залу судебных слушаний пришли около двух десятков сочувствующих подсудимых. Когда открылась дверь, люди принялись аплодировать им. «Победа будет за нами!», — проскандировала толпа.

Громкое дело

Напомним, дело о беспорядках на Болотной площади возбудили через несколько часов после так и не состоявшегося митинга оппозиции 6 мая этого года. В шествии оппозиции, названном «Маршем миллионов", по разным оценкам, приняли участие от 8 до 100 тыс. человек. Акция завершилась столкновениями с полицией. Стражи порядка задержали более 400 человек. 28 их них попали под следствие. В конце года было завершено расследование в отношении 12 митингующих. В зависимости от роли каждого их обвинили в участии и призывах к массовым беспорядкам, а также в применении насилия к представителям власти (ч. 2 и ч. 3 ст. 213 и ч.1 ст. 318 УК ). Пострадавшими от действий подсудимых следствие называет 82 полицейских, а размер ущерба, причиненного федеральным и муниципальным учреждениям, оценивает более чем в 28 млн рублей. 10 фигурантов дела находятся в СИЗО. Одиннадцатая обвиняемая — Мария Баронова — под подпиской о невыезде, а двенадцатая — Александра Духанина — помещена под домашний арест.

Отметим, что ранее в Москве уже было вынесено два приговора фигурантам так называемого «Болотного дела». Участник массовых беспорядков, бизнесмен Максим Лузянин в ноябре прошлого года получил 4,5 года лишения свободы, а один из организаторов беспорядков оппозиционер Константин Лебедев в апреле 2013 года был осужден на 2,5 года колонии.

Читайте также: Максим Лузянин получил 4,5 года за беспорядки на Болотной

Читайте также: Второй фигурант «Болотного дела» получил 2,5 года колонии

12 подсудимых, 24 адвоката

Для судебного процесса в Мосгорсуде выделили один из самых больших залов, оборудованный видеокамерами для телетрансляции. Однако сегодня они были отключены: по закону предварительное слушание проходит в закрытом режиме. Интересы 12 подсудимых представляли 24 адвоката.

Процесс вела председатель Замоскворецкого суда Наталья Никишина. Почти сразу же ей заявили отвод. Его инициатором выступил самый старший из подсудимых — 52-летний кандидат физико-математических наук Сергей Кривов, задержанный спустя пять месяцев после беспорядков на Болотной. Он посчитал, что судья лично заинтересована в «исходе дела, поскольку «ее наниматель — Владимир Путин», который подписывает указы о назначении судей на должность.

Кривова поддержали оставшиеся 11 подсудимых. Однако судья взять самоотвод отказалась.

Защита просит вернуть дело прокурору

После этого защитники заявили о невозможности слушать дела и попросили вернуть его прокурору для устранения недостатков. Ходатайство озвучил адвокат подсудимого Николая Кавказского Вадим Клювгант, известный тем, что является также защитником самого известного «политзаключенного» страны, экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Его доводы заключались в том, что дело искусственно раздуто, страдает переизбытком потерпевших, предъявленное подсудимым обвинение неконкретно, а написанное следователями не имеет отношения к сути статьи 212 УК РФ (массовые беспорядки).

«У нас по делу проходят 82 потерпевших, из которых даже по обвинительному заключению, с нашими подзащитными в какой-то контакт вступали не больше десятка», — поддержал коллегу адвокат подсудимых Владимира Акименкова и Ярослава Белоусова Дмитрий Аграновский.

Вадим Клювгант утверждал, что дело в отношении 12 фигурантов было неправомерно выделено из основного, «материнского» дела. Он обратил внимание на то, что если в поступивших в суд материалах не указаны организаторы массовых беспорядков, тогда как в основном деле названы «некие» организаторы.

Речь идет об оппозиционерах Сергее Удальцове, Константине Лебедеве и Леониде Развозжаеве. В прошлом году против них завели дело о приготовлении к массовым беспорядкам в российских регионах. Это произошло после показа на НТВ фильма «Анатомия протеста-2". В ленте утверждалось, что деньги на протестные акции им выделил грузинский политик Гиви Таргамадзе. Позже это дело объединили с делом о беспорядках на Болотной площади, предъявив оппозиционерам обвинение в их организации.

Рассматривать ходатайство о возвращении дела прокурору судья в четверг не стала, так как выяснилось, что одному из подсудимых — бывшему работнику московского метрополитена Артему Савелову — не вручили обвинительное заключение. Его адвокат Фарид Муртазин на этом основании просил вернуть дело прокурору. Судья же предложила подсудимому ознакомиться с обвинительным заключением в зале суда, объявив небольшой перерыв. А когда тот отказался, перешла к рассмотрению другого вопроса.

Оставить в СИЗО: аргументы «за» и «против»

Гособвинитель Наталья Костюк потребовала продлить десяти подсудимым срок содержания под стражей еще на полгода, Бароновой же и Духаниной — оставить прежнюю меру пресечения. Доводы прокуратуры были стандартными. Гособвинитель, в частности, ссылалась на то, что, оказавшись на свободе, подсудимые могут скрыться или продолжить заниматься преступной деятельность.

Находящиеся же в СИЗО, были категорически против своего дальнейшего заключения. Так, подсудимый Сергей Кривов заверил, что никогда не скрывался от следствия, «стоял в течение нескольких месяцев с плакатами у Следственного комитета, а за неделю до ареста» у него «был разговор в ФСБ». Аргументы о том, что, покинув СИЗО, он, как и другие фигуранты, продолжит заниматься противоправной деятельностью, подсудимый отмел. «Как я могу продолжить, если никогда не занимался?», — удивился он.

Адвокаты фигурантов представили в суд массу положительных характеристик и личных поручительств за своих подзащитных. Так, за активиста «Левого фронта» Владимира Акименкова среди прочих ручалась писательница Людмила Улицкая, а за студента факультета политологии МГУ Ярослава Белоусова — детективщица Александра Маринина. В качестве альтернативной меры пресечения предлагался залог или домашний арест. Многие говорили о том, что в условиях изолятора у подсудимых значительно ухудшилось состояние здоровья. «Отпустите их всех. Какие они государственные преступники? Они просто пришли на митинг», — призвал судью адвокат внештатного корреспондента газеты «Вятский наблюдатель» Леонида Ковязина Михаил Самарин.

Однако, пробыв в совещательной комнате полтора часа, Наталья Никишина удовлетворила просьбу прокуратуры. Покидая суд, адвокаты заявили, что не согласны с «незаконным и неправосудным» решением суда и намерены его обжаловать в вышестоящей инстанции.

Адвокат Вадим Клювгант назвал продление срока ареста «демонстративной поддержкой суда пустого, несодержательного выступления прокурора». «Процесс как таковой еще не начался, но сегодняшний день был мало похож на состязательный суд, где стороны являются равноправными, а суд — арбитром, не подыгрывающим ни одной из сторон. Это не может не тревожить», — заявил защитник.

Предварительное слушание продолжится завтра. Ожидается, что суд вернется к ходатайству защиты о возврате дела прокурору для устранения нарушений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию