16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
24 мая 2013, 20:48 ОбществоСпорт
В фокусе: Совместно с DW

Как выиграли «Бавария» и «Боруссия»

Лента новостей

Германо-германский финал Лиги чемпионов в Лондоне — не только огромный спортивный, но и коммерческий успех бундеслиги. Новые требования УЕФА повысят ее конкурентоспособность

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Кто выиграет финальный матч Лиги чемпионов УЕФА — мюнхенская «Бавария» или дортмундская «Боруссия»? Спортивное состязание еще впереди, но вот с экономическим аспектом все ясно уже сейчас: в победителях окажутся оба клуба!

Лига чемпионов — машина, печатающая деньги

«За одно лишь участие в Лиге чемпионов в завершающемся сезоне выплачивалась премия в 8,6 миллиона евро. За каждый последующий успех тоже полагались премии. В результате победитель может заработать до 60 миллионов евро», — подсчитывает в беседе с DW Хеннинг Фёпель (Henning Vöpel), научный сотрудник Гамбургского института мировой экономики (HWWI), изучающий экономические аспекты профессионального футбола.

По его словам, поражение в финале 25 мая на лондонском стадионе «Уэмбли» на финансовых показателях проигравшего клуба по большому счету отрицательно не скажется. Независимо от того, выиграют дортмундцы или нет, «они заработают в этом сезоне в Лиге чемпионов примерно столько же, сколько и баварцы», — поясняет Хеннинг Фёпель.

«Но это вовсе не означает, что по общим экономическим показателям «Боруссия» догнала «Баварию», — уточняет Саша Шмидт (Sascha Schmidt), научный сотрудник Европейской школы бизнеса (EBS) в Висбадене. Хеннинг Фёпель с ним полностью согласен.

В качестве примера он приводит бюджеты обоих клубов: «Баварцы, расходующие на оплату своих игроков 125 миллионов евро, по-прежнему весьма значительно опережают дортмундцев, у которых порядка 50 миллионов». Другой показатель — стоимость состава. У «Баварии» она достигает примерно 430 миллионов евро, у «Боруссии» — 254 миллиона. У мюнхенского клуба число членов более чем вдвое выше, чем у дортмундского. «Бавария» продает трансляции своего клубного телеканала в 90 стран, «Боруссия» — в 12 стран.

Так что в первом в истории Лиги чемпионов германо-германском финале встречаются две сопоставимые по спортивным качествам команды, но два (пока) несопоставимых по экономическим параметрам клуба.

Бундеслига в явном выигрыше

А как такое историческое с точки зрения немецкого футбола событие отразится на остальных 16 клубах высшей немецкой лиги — бундеслиги? «Они от этого тоже выиграют», — считает Хеннинг Фёпель из гамбургского института. «Финал с участием двух немецких команд положительно скажется и на всех других клубах», — убежден и Саша Шмидт из висбаденской бизнес-школы.

Благодаря германо-германскому финалу в Лондоне бундеслига, по словам эксперта, «окажется в глобальной витрине», что обеспечит ей «огромный рекламный эффект». Это в свою очередь будет способствовать продаже телевизионных прав на трансляцию матчей немецкого чемпионата. А поскольку в Германии права эти продаются централизованно, все клубы бундеслиги получат свой кусок пирога. У одних он окажется, естественно, более крупным, но никто не останется обделенным.

Еще один реальный выигрыш для всех клубов бундеслиги состоит в том, что усиление ее позиций в европейском футболе обеспечивает немецким командам более широкое представительство в Лиге чемпионов. Сейчас участвовать в ее розыгрыше имеют право четыре клуба из ФРГ. Более слабые национальные лиги получают два или даже только одно гарантированное место.

Рост международной известности клубов бундеслиги в свою очередь будет способствовать увеличению их доходов от мерчандайзинга, убежден Саша Шмидт и указывает на сравнительно новое явление, которое он называет «болельщики без границ»: «Стало уже обычным делом, что поклонники футбола болеют не только за любимую команду в собственной стране, но и за какой-то зарубежный клуб».

«Болельщики без границ» и правила financial fairplay

Проведя соответствующее исследование, Шмидт пришел к выводу: только в Европе «болельщиков без границ» примерно 41 миллион человек. Причем они, как правило, не скупятся при покупке продукции с символикой своего любимого иностранного клуба. «В среднем в сезон получается около 860 евро на каждого фаната», — утверждает ученый.

Так что на буме мерчандайзинга, вызванном лондонским финалом, «Бавария» и «Боруссия» заработают не только и даже не столько в Германии, сколько в целом в Европе. Ну и, конечно же, на других континентах. «Особенно в Азии наблюдается ярко выраженный интерес к европейскому футболу», — указывает Хеннинг Фёпель.

Матч на «Уэмбли», который покажут в прямом эфире в 209 странах, предоставит двум этим клубам и всей бундеслиге небывалую возможность завоевать новых «болельщиков без границ» в Китае, Японии и Южной Корее. А заодно несколько потеснить британские команды, которые уже более 20 лет прекрасно зарабатывают на этих растущих рынках.

Повторение в обозримом будущем германо-германского финала в Лиге чемпионов Саша Шмидт и Хеннинг Фёпель считают маловероятным, но оба эксперта весьма оптимистично оценивают среднесрочные перпективы бундеслиги — причем как спортивные, так и экономические.

Этот оптимизм, в частности, связан с намерением Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) добиться того, чтобы европейские клубы тратили не больше денег, чем зарабатывают. Принцип «честной финансовой игры» — financial fairplay — начнет внедряться уже со следующего сезона. Клубы бундеслиги, проходящие строгий процесс лицензирования, к самоокупаемости, в принципе, привыкли, а вот для целого ряда знаменитых английских, испанских и итальянских команд он — в новинку.

Это — огромный шанс для немецкого футбола, уверен Саша Шмидт: «Если УЕФА на самом деле добьется своего, то конкурентоспособность немецких команд существенно возрастет».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию