Зиявудин Магомедов даст бой РЖД
Лента новостей
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова пытается увеличить число своих представителей в совете директоров «Трансконтейнера». Эксперты считают, что шансы есть, но и после этого операционный контроль над компанией останется за государственной монополией РЖД
Тот путь, на который крупнейшие российские финансово-промышленные группы тратили десять, а то и 15 лет, группе «Сумма» Зиявудина Магомедова удалось проделать менее чем за пять. Пока бизнесмены, занимающие первые строчки российского списка Forbes, искали в кризис возможности для рефинансирования долгов, он стремительно отстраивал бизнес-империю.
Для большинства обывателей, возникшая почти из ниоткуда компания за короткий срок успела приобрести долю в крупнейшем российском порту, получить ряд крупных строительных подрядов, поучаствовать в реконструкции Большого театра, а в конце 2012 года закрыть миллиардную сделку по покупке транспортной группы FESCO у Сергея Генералова. Казалось, что перед ее натиском не устоит ни одна крепость.
«Сумма» — диверсифицированный промышленный холдинг. Основной владелец — председатель совета директоров Зиявудин Магомедов. Компания владеет 25% акций НМТП, 50%-1 акцией «Объединенной зерновой компании», 82% акций Якутской топливно-энергетической компании, 32,5% акций группы FESCO, инжиниринговыми компаниями «Интэкс», «Стройновация» и рядом других активов. Финансовые показатели не раскрываются.
Но, похоже, как минимум один «сверхстойкий» бастион все же нашелся: речь идет об РЖД. Точнее, об одной из «дочек» железнодорожной монополии — компании «Трансконтейнер». «Сумма» недавно стала акционером оператора контейнеров, но уже успела объявить о своих амбициях на этот актив.
В поисках места
Сегодня, 14 мая, пройдет внеочередное собрание акционеров ОАО «Трансконтейнер», инициированное представителями «Суммы». Единственная цель собрания — досрочное прекращение полномочий действующего совета директоров и избрание нового состава.
Сейчас в совете «Трансконтейнера» лишь два из 11 кресел занимают представители FESCO. Большинство у РЖД — четыре кресла, одно у НПФ «Благосостояние», аффилированного с железнотранспортной монополией. В совет также входят представитель миноритариев Владимир Андриенко, генеральный директор «Трансконтейнера» Петр Баскаков и независимые директора Давид Хекстер и Ирина Шиткина.
ОАО «ТрансКонтейнер» создано в 2006 году. Крупнейшим акционером компании является группа РЖД, контролирующая 50%+2 акций, 23,7% бумаг принадлежит группе «Сумма» через компанию FESCO. «ТрансКонтейнер» — крупнейший российский оператор контейнерных перевозок. Парк насчитывает 23,7 тысячи железнодорожных платформ, более 40,6 тысячи крупнотоннажных и 116 тысяч среднетоннажных контейнеров. В активе компании 46 контейнерных терминалов на территории России, 17 терминалов в Казахстане и 1 терминал на границе Словакии с Украиной. По итогам 2012 года выручка составила 36,4 млрд рублей, чистая прибыль — 5,15 млрд рублей.
Сейчас «Сумма» номинировала вместо двух сразу пять представителей, в результате чего на 11 мест в совете «Трансконтейнера» претендует 14 человек. В частности, от FESCO номинированы президент «Суммы» Александр Винокуров, вице-президент по юридическим вопросам Сергей Захаров, вице-президент FESCO и действующий член совета директоров «Трансконтейнера» Алексей Гром, бывший вице-президент РЖД Анна Белова. Пятый претендент — Стивен Пил, представляющий фонд TPG, который является миноритарием FESCO.
Если миноритарии окажут поддержку «Сумме», то она сможет провести в совет четырех своих представителей, допускает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Александр Казбеги. «Но и в этом случае группа сможет лишь блокировать некоторые важные решения. Операционный контроль над компанией останется за РЖД», — прогнозирует эксперт.
Вероятность того, что в ближайшее время ситуация изменится, крайне мала. Единственной причиной этого могла бы стать приватизация «Трансконтейнера». Но руководство РЖД нашло альтернативное применение доле в контейнерной компании и внесет свой пакет в капитал совместного логистического оператора Таможенного союза. «В этом году мы ни одной акции «Трансконтейнера» продавать не планируем», — заявлял недавно глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.
Давление по всем фронтам
Сложности с «Трансконтейнером» — не единственная проблема, с которой столкнулась «Сумма» в последнее время. У группы Зиявудина Магомедова возник конфликт и с другой госкомпанией — «Транснефтью». Нефтепроводная монополия и «Сумма» вместе контролируют контрольный пакет крупнейшего портового холдинга страны — Новороссийского морского торгового порта.
Сперва у партнеров возникли разногласия о судьбе государственной доли в НМТП. «Транснефть» предлагала продать 20% акций порта, принадлежащих государству, своему давнему партнеру — государственной «Роснефти». «Сумма» заявляла о возможности самостоятельного участия в приватизации пакета.
А в начале года «Транснефть» обвинила руководство порта в неэффективности и потребовало его замены, выдвинув на место гендиректора и председателя совета директоров собственных представителей. «Сумма» и руководство портового холдинга претензии опровергли. В итоге «Транснефть» все-таки добилась избрания своего вице-президента Максима Гришанина председателем совета директоров НМТП вместо представляющего «Сумму» Марата Шайдаева, и партнеры объявили об окончании конфликта. Но буквально через несколько дней стало известно о возбуждении уголовного дела против генерального директора порта Радо Антоловича, который считался ставленником «Суммы».
Другая неприятность случилась с телекоммуникационной «дочкой» группы — компанией «Сумма Телеком». Она еще в 2006 году получила права на частоты, пригодные для строительства сетей 4G. Однако из-за того, что регулятор вовремя не рассмотрел ее заявку на изменение условий соглашения, сеть так и не была построена, а лицензии были аннулированы и впоследствии достались «большой сотовой тройке» и «Ростелекому».
Зиявудин Магомедов обладает репутацией человека, близкого к премьеру Дмитрию Медведеву, а с вице-премьером Аркадием Дворковичем он и вовсе был однокурсником, отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Претензии к двоюродному брату бизнесмена — Ахмеду Билалову и информационная атака на правительство — звенья одной цепи. Но сам Зиявудин Магомедов реализует несколько крупных и важных для страны проектов, и его рано списывать со счетов», — подчеркивает эксперт.
Читайте также: Стоит ли искать в истории Билалова параллели с делом Литвиненко
Крупнейший из таких проектов — строительство нефтеналивного терминала в Tank Terminal Europoort West в голландском порту Роттердама. Партнер «Суммы» в этом проекте — крупнейший в мире сырьевой трейдер Vitol. Отметим, месяц назад Зиявудин Магомедов посещал Голландию в составе российской делегации, возглавляемой президентом Владимиром Путиным.