Преступление без наказания
Лента новостей
Россия осталась в первой десятке стран, где журналистов убивают безнаказанно. Ежегодный «Индекс безнаказанности» публикует базирующийся в Нью-Йорке Комитет по защите журналистов
В этом году Россия осталась в ежегодном «Индексе безнаказанности», который опубликовал Комитет по защите журналистов (CPJ), базирующийся в Нью-Йорке.
Этот рейтинг определяет процентное соотношение числа нераскрытых убийств журналистов к численности населения страны.
Россия, как и в прошлом году, оставила за собой девятое место. В прошлом году речь шла о 16 нераскрытых убийствах журналистов, в этом году — о 14.
Самой опасной для работников СМИ страной остается Ирак. На втором месте — Сомали, на третьем — Филиппины.
В каких регионах России журналисты чувствуют себя наименее защищенными? И почему раскрываются не все убийства работников СМИ?
Говорит экс-директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов: «Тогда, когда существовал мой центр экстремальной журналистики, мы проводили множество расследований убийств журналистов и стали понимать, что из большого количества погибших журналистов не все погибают в связи со своей профессиональной деятельностью. Но практически все убийства журналистов, связанные с профессией, не раскрываются, потому что совершенно очевидно, что к этим убийствам причастны представители власти. По большей части убивают журналистов в связи с профессией в крупных городах, в Москве, прежде всего. Убивают чаще всего на Северном Кавказе, потому что там столкновения между журналистикой, которая пытается быть свободной, и властью довольно серьезные. Трудно выделить особый регион».
Так, 5 декабря прошлого года был убит журналист ГТРК «Кабардино-Балкария» Казбек Геккиев. Позднее представители СКР заявили, что установили личности предполагаемых убийц — ими оказались члены незаконного вооруженного формирования Зейтун Базиев и Иноят Табухов. А 29 января боевик с паспортом на имя Зейтуна Базиева был застрелен.
Условия работы журналистов на Северном Кавказе — разные, утверждает сотрудник дагестанской газеты «Черновик» Магомед Магомедов.
В интервью Business FM он сказал: «В данном случае я не стал бы называть Дагестан. В Дагестане, по оценкам фонда «Гласность», наивысший индекс среди других субъектов Российской Федерации свободы слова. Здесь более независимые СМИ, реальная конкуренция изданий. Как таковой сложности в работе нет. На мой субъективный взгляд, сложностей больше в Чеченской республике либо в других, маленьких, субъектах Федерации, где нет политической конкуренции, где власть замкнута на одном лидере. В Дагестане свобода слова более развита, но противодействие деятельности журналистов как раз тогда и возникает, когда журналист может публиковать свои материалы, раскрывающие деятельность и правоохранительных органов, и оборотней в погонах, и отдельных политических деятелей, которые начинали с бандитизма. а потом уже стали респектабельными политиками».
Составители «Индекса безнаказанности» определяет убийство как умышленное нападение на конкретного журналиста в отместку за его профессиональную деятельность.
Убийство считается нераскрытым, если обвинительный приговор по делу не выносился. С 1992 года во всем мире не раскрытыми остаются убийства почти 600 сотрудников СМИ.
Громкое дело об убийстве Анны Политковской формально считается раскрытым. Прокуратура добилась осуждения бывшего сотрудника полиции по обвинению в сговоре с целью убийства журналистки «Новой газеты».
Читайте также: Следствие по делу Политковской против 5 обвиняемых завершено
Но коллеги и родственники Политковской считают, что не все участники преступления будут наказаны, так как обвиняемого Дмитрия Павлюченкова не обязали назвать заказчиков убийства на открытом заседании суда, говорится в отчете CPJ.
В комитете полагают, что безнаказанность преступников ведет к эскалации насилия против представителей прессы.