Сказ о том, как Банк России вместе с водой выплеснул ребенка
Лента новостей
Летом 2011 года Банк России озвучил свое намерение бороться с инфляцией в России. Услышав подобное заявление, я ужаснулся. При существовавшей на тот момент структуре экономики России это означало политику «выжженной земли». Я тогда сказал, что, если ЦБ России добьется своей цели, то в стране не останется ни одного прибыльного предприятия. К настоящему времени структура экономики РФ только ухудшилась, инфляцию Банк России еще не поборол (до этого еще очень далеко, воз и ныне там), а количество убыточных компаний растет по экспоненте. Эти события хорошо отражаются на фондовом рынке, который торгуется всего в нескольких процентах от многолетних минимумов. При этом аутсайдерами являются секторы электроэнергетики и металлургии. Понятно, что Банк России действует в рамках установленных целей и задач.
Что это за цели и кем они были установлены, легко проследить на основе цифр из закона о бюджете, принятого на этот и два последующих года. Там черным по белому написано, что экономика России должна расти на 3,5% в год. При этом государственный сектор должен расти в два раза быстрее, чем вся экономика целиком. Исходя из того факта, что в России государственный и окологосударственный сектор составляют порядка 70% всей экономики, на частный сектор остается 30%. Если 70% должны расти на 7% в год, а 100% — на 3,5%, то оставшиеся 30% частного сектора должны на те же 3,5% падать. Получается, что Правительство и Банк России сознательно уничтожают частный сектор экономики.
Но к настоящему времени проблемы начались и в государственном сегменте. В чем же причина? Банк России не видит проблем, не хочет их замечать, или в той системе, в которой он варится, нет места для живых людей.
Многие экономисты говорят о том, что в настоящее время понижение уровня процентных ставок в экономике не приведет к заметному оживлению по причине того, что продукция отечественных предприятий не находит спроса внутри страны. Однако, это только часть правды. Поднимая процентные ставки, ЦБ РФ привлекает в страну «горячий» капитал, который идет на рынок облигаций и банковских депозитов. Облигационный рынок растет как на дрожжах, бедные слои населения, поверившие в счастье, усиливают потребление в кредит, банки зарабатывают, экономика умирает.
Западный капитал занимает деньги под 0,27% в долларах, конвертирует доллары в рубли и размещает рубли под 6,2%. Это создает колоссальное давление на рубль даже в условиях падающих цен на нефть. Дешевая нефть и дорогой рубль снижают базовую денежную массу внутри страны в условиях чудовищного роста потребительского кредитования и банковских балансов. Это происходит за счет увеличения кредитного мультипликатора и кредитного плеча в банковской системе в целом. То есть при первых задержках платежей по кредитам со стороны населения этот карточный домик начнет схлопываться. И только тогда Банк России придет на помощь банкам, которых он будет рефинансировать уже без залога и по нерыночным ставкам. Банки, получив эти деньги, будут перекредитовать банкротящееся население под более низкие проценты. Спекулятивный капитал, который так активно завлекает к нам Банк России, начнет уходить, опасаясь падения и стагнации нефтяных цен, а также падения спроса на кредиты и, соответственно, на рубль со стороны населения. Такая совокупность факторов вызовет бегство от рубля, но не вызовет сильной инфляции, так как платежеспособный спрос будет снижаться.
Возникает резонный вопрос: для чего нам всем банки и Центральный в том числе? Чтобы обложить каждого из нас дополнительным налогом в пользу Wall Street? Или для того, чтобы создавать деньги под перспективные проекты, поднимающие качество жизни каждого жителя страны? В условиях обвала цен на золото и другие металлы, снижения нефтяных цен и долгового кризиса во всех развитых странах печатный станок больше не играет на нашей стороне. Печатный станок через дорогой рубль и высокие ставки в рублях забирает у нас то, что создал. С процентами, конечно. Может пора Банку России поработать на благо нашей страны и всех ее жителей?