Конкурент «Южного потока» сдает позиции
Лента новостей
Проект газопровода Nabucco потерял одного из инвесторов: из него вышел немецкий энергетический концерн RWE. Возможность реализации проекта вновь оказалась под вопросом
Этот проект должен был стать ответом Европы на желание «Газпрома» стать основным поставщиком газа на этот рынок. «Наша зависимость от российского газа слишком велика, и мы просто обязаны искать альтернативных поставщиков», — еще шесть-семь лет назад повторяли как мантру европейские политики. Таким ответом должен был стать Nabucco — проект газопровода, идущего в обход территории Росси. Однако за последние годы дальше «бумаги» проект так и не ушел, а в перспективе и вовсе рискует просто затеряться в истории.
Как стало известно, в начале марта из Nabucco вышел один из его идеологов и инвесторов — немецкий энергетический концерн RWE. Компания продала свои 16,67% акций австрийской нефтегазовой компании OMV. Австрийская компания теперь контролирует 33,34% акций Nabucco. Представитель OMV сегодня заявил, что нынешняя структура акционеров не окончательна. Помимо OMV, акционерами проекта остаются венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas.
Проект Nabucco с самого начала преследуют трудности. Согласно первоначальной задумке, он должен был стать каналом для транспортировки азербайджанского газа в Южную Европу. В перспективе также рассматривалась возможность подключения к трубопроводу компаний из Туркмении, Ирана и Ирака, которые могли бы продавать свой газ в Европе. Но договориться о поставках топлива удалось лишь с Азербайджаном, при этом страна гарантировала ежегодные поставки лишь на уровне 10 млрд куб м. Для сравнения, проектная емкость газопровода составляла 31 млрд куб м., то есть он был бы загружен в лучшем случае на треть. В результате руководство проекта несколько раз переносило сроки принятия инвестиционного решения.
Одновременно стоимость Nabucco росла. Если первоначально партнеры рассчитывали инвестировать в него 8 млрд евро, то к концу 2011 года сумма выросла почти вдвое, до 15 млрд евро. Столь значительный рост бюджета объяснялся повышением роста цен на металл и трубы. Однако по мере роста стоимости проекта в Европе из-за кризиса снижался спрос на газ, и экономическая целесообразность Nabucco оказывается под сомнением.
В частности, о возможности выхода из проекта заявлял премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. «Вокруг проекта много неопределенности, которую невозможно игнорировать», — заявлял он.
Чтобы хоть как-то спасти Nabucco, его инвесторы приняли решение о полном пересмотре проекта, результатом этих усилий стал Nabucco-West. Протяженность «обновленного» трубопровода составит лишь 1,3 тысячи км против 3,9 тысячи км. Начальной точкой газопровода станет не прикаспийский регион, а турецко-болгарская граница. Конечной точкой станет одна из газовый станций в Австрии. Предполагаемая мощность Nabucco-West будет вдвое ниже, чем у Nabucco.
Но и у Nabucco-West есть сложности с ресурсной базой. Предполагается, что газопровод будет заполнен газом со второй очереди месторождения Шах-Дениз, которое в Азербайджане осваивают государственная нефтяная компания страны ГНКАР, британская BP и норвежская Statoil. Около года назад директор BP по нефтепереработке и маркетингу Иэкан Конн заявлял, что компания рассматривает возможность работы с этим проектом, но и не исключает строительства собственной магистрали «Юго-Восточная Европа», которая прошла бы от турецкой границы до Венгрии.
В любом случае даже «усеченная» версия Nabucco сможет начать строиться не ранее 2017 года. Для сравнения, работа по конкурирующему российскому проекту — «Южный поток» — началась еще в конце прошлого года, в отличие от Nabucco, у него нет проблем с сырьевой базой. Однако и к идее «Южного потока» у экспертов все больше вопросов.
Даже если от Nabucco откажутся другие инвесторы, это не приведет к повышению рентабельности российского газопровода, считает аналитик UBS Максим Мошков. «Спрос на трубопроводный газ в Европе по-прежнему невелик. И даже отмена конкурирующего проекта не приведет к снижению стоимости строительства российского газопровода», — поясняет эксперт.