Молодежь «припишут» к предприятиям
Лента новостей
Челябинская область стала первым регионом, где депутаты подготовили проект закона о квотировании рабочих мест для молодежи. Квота для молодых специалистов составит 1-3% от числа занятых на предприятии. Опыт может быть перенесен на всю страну
Челябинская область стала первым регионом, где депутаты подготовили проект закона о квотировании рабочих мест для молодежи. Квота для молодых специалистов составит 1-3% от числа занятых на предприятии. Опыт может быть перенесен на всю страну.
В Челябинской области идет подготовка законопроекта «О первом рабочем месте», который направлен на создание системы квотирования рабочих мест для молодежи. Законопроект будет еще дорабатываться, но затем областные депутаты хотят сделать его моделью для принятия аналогичного акта на федеральном уровне.
Закон призван обеспечить дополнительные гарантии трудоустройства для молодых граждан, ищущих работу впервые и испытывающих трудности в поиске работы.
Квота рабочих мест для молодежи будет введена для предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей области, за исключением организаций для которых законодательством России установлен особый порядок приема на работу.
В проекте закона квота определена в зависимости от размера штатов предприятия. Так, при списочной численности работников организации до 100 человек она составит 1%, при списочной численности от 100 до 200 человек — 2%, а при большей численности — 3%.
Принимать молодых сотрудников на работу руководители предприятия должны будут как по собственной инициативе, так и по направлению органа, уполномоченного на выполнение функций в сфере занятости. Соответственно, увольняя молодежь, принятую по квоте, надо будет обязательно известить контролирующий орган.
Предусмотрен и механизм контроля за выполнением положений закона. В частности, работодатели обязаны раз в месяц извещать госорганы о численности рабочих мест и ежеквартально информировать об исполнении квот. Само же квотирование осуществляется за счет средств работодателей, но одновременно к таким организациям «могут применяться органами государственной власти Челябинской области меры поощрения». Правда, какие именно, в законе не уточняется.
Разработчиками закона выступили председатель Заксобрания Челябинской области Владимир Мякуш и председатель комитета по делам молодежи, культуре и спорту Руслан Гаттаров. Как рассказала BFM.ru пресс-секретарь Владимира Мякуша Ольга Белова, идея разработки такого закона возникла у депутатов после того, как президент и премьер выступили по поводу проблем трудоустройства молодежи. По ее словам, законопроект уже прошел два обсуждения на совещаниях в рабочих группах Заксобрания и его вынесение на первое слушание запланировано на 25 июня.
Как известно, законодательные собрания регионов имеют право законодательной инициативы на федеральном уровне, поэтому в будущем, не исключено, челябинский закон «О первом рабочем месте» может стать модельным для соответствующего общероссийского закона. Ольга Белова подтвердила это предположение. «Абсолютно так», — сказала она.
«Актуальность принятия такого закона обусловлена кризисом. Конкретно что-либо сказать можно только внимательно проанализировав законопроект, но стоит отметить, что с точки зрения государства молодежь всегда нуждалась в квотах и наверно в этом контексте принятие дополнительных актов не является излишним. Законодательство о молодежи имеет лакуны, поэтому принятие некоего всеобъемлющего закона по трудоустройству этой категории, возможно, имело бы смысл» — сказал в комментарии BFM.ru юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов.
Идея закона вполне понятна и вызвана непростой экономической ситуацией, которая повлекла сокращения работников. Естественно, что лица, впервые ищущие работу, т.е. без опыта работы, являются наиболее уязвимой группой, согласна с коллегой адвокат ИК «Велес-Капитал» Асия Шуличенко. Однако она считает, что закон носит декларативный характер и не подкреплен действительными гарантиями как для молодого специалиста, так и для работодателя. И хотя подобного рода инициативы должны по идее заинтересовать работодателя, но таких мер закон не содержит.
Юрист отметила, что п. 2 ст. 4 законопроекта устанавливает, что к работодателю, выполняющему квоту трудоустройства, могут применяться меры поощрения. Дальше этой декларации законодатель не пошел. Закон не предусматривает конкретных мер поощрения, которые бы стимулировали работодателя принимать на работу молодых специалистов. Хотя такой мерой могли бы стать, например, налоговые льготы. Кроме того, применение поощрения это право, но не обязанность государства, и становится понятно, что норма о поощрении «работать» не будет.
Далее, закон не предусматривает мер ответственности за непредоставление квоты, информации о численности работников и так далее, что при отсутствии действительных мер поощрения работодателя, также приведет к неэффективности закона.
Не учитывает закон профиль и деятельности работодателя. «Думается численного критерия для определения квоты недостаточно. Например, если взять автохозяйство, где 200 водителей, то по закону предусмотрена квота рабочих мест в размере 2%. Вопрос — два процента молодых специалистов какой специальности? Естественно, что на таком предприятии есть медики, юристы, экономисты, повара, но вряд ли целесообразно «нагружать» предприятие четырьмя юристами-экономистами», — указывает Асия Шуличенко.
Отрицательно относится к инициативе челябинских депутатов и руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «Мировая практика показывает, что принципы квотирования не эффективны, тем более, что механизмов контроля в законопроекте пока нет. Есть квотирование для инвалидов и когда, например, работодатель не берет на работу инвалида, то он платит штраф, который идет в фонд, из которого для этого инвалида выделяются средства на создание для него рабочего места. Поэтому и в данном случае можно в случае уклонении работодателей взимать штрафы и создавать на них где-то рабочие места. Но все равно подобные законы создают почву для волюнтаризма и коррупции», — заявил BFM.ru социолог.
Более эффективным является не квотирование, а все более популярная в мире система софинансирования зарплаты. «Она заключается в том, что государство выдает молодому человеку сертификат, с которым он идет трудоустраиваться. По этому сертификату половину зарплаты оплачивает государство, а половину — работодатель. В результате человек трудоустроен, а работодатель получает дешевую рабочую силу, которую он может в течение года обучить до надлежащего уровня. И если по истечении срока софинансирования работник понравится работодателю, то он его предпочтет оставить», — говорит Гонтмахер.