ФАС начала трубный спор с «Газпромом»
Лента новостей
ФАС вновь рекомендует «Газпрому» напрямую закупать трубы у производителей, а не трейдеров. Однако если производители труб откажутся от услуг посредников, им придется спешно выстраивать собственную систему логистики
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может возбудить дело в отношении «Газпрома». Поводом стало недавно завершившееся расследование в сфере поставок труб большого диаметра, уточнил замглавы ведомства Андрей Цариковский. «Ситуация, которая возникла, может быть в результате не самых правильных действий «Газпрома», эту ситуацию мы будем изучать», — пояснил он.
Расследование ФАС относительно закупок газовой монополией труб началось еще два года назад. Первоначально антимонопольное ведомство подозревало наличие сговора и согласованных действий среди основных игроков рынка: Трубной металлургической компании (ТМК) Дмитрия Пумпянского, «Северстали» Алексея Мордашова, Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрея Комарова и Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолия Седых.
По итогам расследования это предположение отчасти подтвердилось. Однако соглашение было квалифицировано как допустимое, поскольку оно было социально оправдано и привело к развитию новой отрасли в российской экономике. В дальнейшем ФАС рекомендует производителям труб воздержаться от такой координации.
Однако еще один из выводов расследования заключается в том, что не сами компании были основными поставщиками труб, а фирмы-посредники. Крупнейшая из них — «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), которая обслуживает до 70% закупок труб «Газпрома». Бенефициарами СЕТП с долей в 76% являются братья Аркадий и Борис Ротенберги, контролирующие трейдера через компании «Трубная промышленность» и «Трубный металлопрокат». Миноритарными долями по 5,95% владеет большая четверка производителей труб.
«Существующая практика может привести к ограничению конкуренции на рынке», — резюмирует ФАС. Отметим, сами производители труб не учувствуют в прямых аукционах «Газпрома» с 2005 года. Причина сложившейся ситуации — закупочная политика газового гиганта, объемы лотов которого традиционно превосходят технологические возможности каждой из трубных компаний по отдельности. «Газпром» пояснял, что крупные лоты формируются из-за необходимости комплектовать сразу по несколько параллельных между собой проектов.
«Такая практика фактически устранила возможность производителей поставлять продукцию напрямую, минуя посредников», — считает регулятор. За подобную политику «Газпром» критиковали и другие участники рынка. Из-за низкой конкуренции СЕПТ якобы продавал монополии трубы с большой наценкой, и маржа трейдера превышала 20%.
Сейчас рентабельность СЕПТ составляет 10-15%, хотя несколько лет назад еще не превышала 8%, парирует генеральный директор СЕПТ Александр Муратов. «Заводы готовы сделать трубы и погрузить их в вагоны, а дальше, как хотите, так и поставляйте. Именно на этом разрыве появилась потребность в компании, которая выполняла бы недостающие функции. Во всем мире такие услуги передаются на аутсорсинг, Россия — не исключение», — пояснял он недавно информационным агентствам.
Более того, ФАС установила, что СЕПТ и НО «Ассоциацией производителей труб» самостоятельно разрабатывали графики поставок труб, а заводы– производители их даже не корректировали. Подписывая графики поставок труб «Газпрому», производители не совершали каких-либо действий по увеличению объемов реализации продукции, и тем самым отказались от самостоятельных действий, что является признаком ограничения конкуренции. Теперь ФАС рекомендует «Газпрому» работать с производителями труб большого диаметра напрямую, минуя трейдеров.
Если газовая монополия начнет работать с производителями труб напрямую, это приведет к снижению расходов на их услуги, допускает аналитик БКС Кирилл Чуйко. «Однако снижение не будет очень существенным. В отсутствии трейдеров трубным компаниям придется взять на себя часть их расходов, в первую очередь — оплату услуг транспортировки», — поясняет эксперт.
Отметим, впервые ФАС начала пристально интересоваться закупками труб большого диаметра «Газпромом» еще в 2007 году. Тогда рост цен на металл стимулировал повышение цен и на трубы. Схожая ситуация повторилась и в 2009 году, что и стало поводом для расследования, итоги которого сейчас подводятся. При этом еще в мае 2012 года регулятор обращался к «Газпрому» с предложением снизить объем лотов, но монополия эту идею не поддержала.