Кремлю может не понравиться «Клятва дарения» Потанина
Лента новостей
Владимир Потанин присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффета «Клятва дарения». Глава «Интерроса» первым из российских бизнесменов намерен завещать не менее половины своего состояния на благотворительность
Инициатива Giving Pledge принадлежит миллиардерам Уоррену Баффету и Биллу Гейтсу. Сейчас в списке 93 участника.
Среди них — Майкл Блумберг, Дэвид Рокфеллер, Джордж Лукас и другие. СНГ наряду с Потаниным (четвертое место в российском списке Forbes, 14,6 млрд долларов), возможно, представит украинский предприниматель Виктор Пинчук (по оценке Forbes, состояние — 3,74 млрд долларов).
В России к такому решению отнеслись скептически. Мнение главы компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексея Голубовича: «Обычно люди с очень большими состояниями заявляют, что они отдадут большую их часть — половину или около того — на благотворительность, либо по налоговым соображениям, либо потому, что их наследники так или иначе не достойны получить или ничего не получат из-за тех же налогов. В Америке налог на наследство, как и в большинстве стран Европы, — около 50%. В случае наших российских предпринимателей и, особенно в случае господина Потанина, у него, наверное, все нормально с точки зрения налогового планирования наследников. Тем не менее, этот фактор может присутствовать, если часть этого состояния надо монетизировать. Сейчас оно, скорее всего, состоит из акций в значительной степени, и их надо правильно куда-то перевести, продать, и уже после этого объявлять, что часть этих денег пойдет на благотворительные цели. Проблема в том, что в России нет законодательства о трастах, которое особенно развито в протестантских странах. У нас культуры этой нет, и не будет, поэтому юридически организовать сохранность этих денег можно только в тех странах, где есть именно трасты: либо в Великобритании, либо в странах с английской системой права. Чаще всего эти трасты оффшорные».
Сам Владимир Потанин сказал, что таким способом старается оградить своих детей от бремени чрезмерного богатства, «которое может лишить их мотивации самим добиваться чего-то в жизни». Он также заявил, что считает «Клятву дарения» выдающейся инициативой, достойной поддержки. По мнению Потанина, его пример «расскажет миру о возрождении филантропии в России и вдохновит соотечественников».
В России есть своя специфика. Принято считать, что за деятельностью олиграхов присматривает центральная власть. Известно, что среди активов Потанина — системообразующая компания «Норильский никель», а «Клятва дарения» — это в первую очередь зарубежная инициатива.
Есть некая вероятность, что в Кремле не будут в восторге от участия системного олигарха в чужой программе.
Комментирует политолог Владимир Прибыловский: «В нашей стране все очень непрочно. Человека, который поступил или поступит так, государству сложно ободрать. Это ход, который обеспечивает ему защиту от возможных намерений государства, бюрократии. Если сейчас висит действительно угроза над Потаниным (раньше он как-то справлялся), то это такой ход. Он всегда дружил с властью, и сам был властью. Его, действительно, можно назвать олигархом, потому что олигарх как раз не денежный мешок, это денежный мешок, имеющий в руках кусок власти, а он же был и вице-премьером».
Ранее Потанин заявлял, что может отдать на благотворительность всё своё состояние. Но через 10 лет.