Монополия «Газпрома» оказалась под вопросом
Лента новостей
Глава «Роснефти» Игорь Сечин на совещании президентской комиссии по ТЭК попросил либерализовать экспорт сжиженного природного газа с шельфа. Владимир Путин на это ответил, что о поэтапной схеме — можно подумать
Руководство «Роснефть» на следующей неделе посетит Китай. Возможно, это сообщение не связано с главной энергетической новостью среды — глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил либерализовать экспорт сжиженного природного газа с шельфа. А, возможно и связано.
Президент Владимир Путин уже поручил «продумать возможную поэтапную либерализацию экспорта газа». Произошло это на президентской комиссии по ТЭК.
Сейчас право зарубежных поставок газа в любом его состоянии есть только у «Газпрома». Сечин пока говорит только об экспорте СПГ. Но эксперты уверены — потом «Роснефть» захочет продавать за рубеж и трубопроводный газ, окончательно разрушив монополию «Газпрома». И продавать его как раз в Китай.
Инициативу Игоря Сечина прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Интерес заключается в организации трубопроводного экспорта газа в Китай. Это совершенно очевидно. Поэтому не нужна либерализация экспорта СПГ. Не собирается «Роснефть» СПГ экспортировать. Главная задача — это как раз продумать о трубопроводных поставках газа в Китай. Вот это та тема с нефтью, которую, безусловно, будут поднимать. «Нет-нет-нет! Мы только про СПГ!», — говорят сейчас. Но, как только откроют дверь, начнется, естественно, активное лоббирование того, что нужно, и вообще полностью эту монополию отменить».
Тем не менее, «Роснефть» собирается построить завод по сжижению газа — вместе с американской Exxon Mobil. Стороны заключили и еще одно соглашение — российская компания будет участвовать в проекте «Томсон Пойнт» на Аляске. Кроме того, американцы вместе с «Роснефтью» будут осваивать 7 новых участков на российском шельфе.
Exxon Mobil стала первой иностранной компанией, с которой «Роснефть» договорилась о совместной работе в Арктике. Общие инвестиции превысят триллион долларов. Освоение займет 25 лет.
Интересно, что вложения зарубежных холдингов в российские энергетические проекты могли быть больше. Просто иностранцы не все знают о наших запасах ископаемых. На этих данных лежит гриф секретности, который президент Владимир Путин предложил отменить.
Почему Россия скрывает информацию о главных ресурсах, Business FM рассказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев: «Это очень старая история и у специалистов она давно вызывает только смех. Тут дело в чем: собственно, вся эта секретность восходит к советским временам. В настоящее время для этого нет не только никаких оснований, а это действительно дает западным аудиторам возможность занижать запасы нефти в России. В то время как все страны, которые так или иначе занимаются нефтяным бизнесом, изо всех сил стремятся преувеличить свои запасы, чтобы улучшить привлечение инвесторов».
Об инвестиционных потерях, связанных с секретностью данных, Путин не говорил. Зато сказал о десятках миллиардов убытков из-за снижения экспорта газа. И заявил, что нужно подумать о поэтапной либерализации экспорта СПГ. Тем самым косвенно поддержал инициативу Игоря Сечина.