Офисных сотрудников ждет дорожная революция
Лента новостей
В этом году многим сотрудникам, работающим в центре Москвы, придется пересесть на метро и электрички. Это грозит серьезным увеличением трафика в общественном транспорте. Впрочем, многие компании предпочитают переселяться ближе к окраинам города
Днем в пределах центра Москвы ежедневно паркуются 35-45 тысяч автомобилей, на которых приезжают на работу сотрудники различных учреждений и компаний. С 15 мая 2013 года парковка станет платной внутри Бульварного кольца, с 2015 года — внутри ТТК. Это перекроит рынок офисов и заставит многих пользоваться общественным транспортом, прогнозируют эксперты.
Парковки останутся бесплатными только возле больниц, поликлиник, школ и детских садов. В остальных местах стоимость стоянки составит 50 рублей в час. Жители центра смогут воспользоваться выделенными парковочными местами, а также годовыми абонементами стоимостью 3 тысячи рублей.
Получается, что цена за парковку в течение рабочего дня на улице будет составлять от 400 рублей в день (при 8-часовом рабочем дне), или от 8 тысяч рублей в месяц. Цена за аренду наземного парковочного места в бизнес-центре обойдется примерно в такую же сумму. Подземная парковка будет стоить дороже — от 10 тысяч рублей в месяц.
Последний гвоздь в парковку «офисного планктона» в центре призвано вколотить повышение штрафа за парковку на тротуарах и детских площадках с 2 тысяч до 5 тысяч рублей.
По сути, позволить себе потратить такую сумму на парковку смогут лишь высокооплачиваемые сотрудники и руководители. Остальным придется пересаживаться на общественный транспорт и такси.
Давка в метро возрастет
В центре Москвы офисы занимают свыше 3 млн кв. метров площадей. Здесь располагается более 357 бизнес-центров, подсчитали аналитики CBRE. Бизнес-центры в совокупности предлагают арендаторам порядка 33 тысяч машиномест для парковки. На улицах центра парковалось еще от 35 до 45 тысяч автомобилей.
Большая часть этих людей пополнят пассажиропоток в метро, считают эксперты. Это увеличит пассажиропоток примерно на 3%.
В метро, согласно статистике, дважды в день едут 1,8 миллиона человек (в будние дни) и около 463 тысяч человек в выходные дни.
35 тысяч автомобилистов, влившиеся в стройные ряды пассажиров метрополитена, могут стать последней каплей в утренние и вечерние часы в метро, где и так часто в часы пик просто давка.
Спасением станет только массовый переезд компаний за пределы ТТК. Сюда, кстати, будет намного легче добраться на железнодорожном транспорте с запуском Малого кольца железной дороги.
И часть нагрузки может взять на себя железнодорожный транспорт. Напомним, что Москва, область и РЖД собираются уменьшить интервал между пригородными электричками до 3-4 минут, чтобы они могли перевозить столько же пассажиров, сколько и метро.
Подготовиться к переезду
Если все меры, которые заложены в программе, будут реализованы, то достаточно много компаний решится на переезд за пределы ТТК, из-за чего спрос на офисы снизится. Это может привести к снижению цен на рынке аренды в центре города и повышению ее же на окраинах.
В сущности, этот процесс уже начался. В декабре на треть меньше офисов предлагалось в аренду за пределами ТТК, сообщает RRG. Средняя арендная ставка по офисам за пределами Садового кольца увеличилась за год на 5% до 476 долларов за кв. метр в год.
«Платежеспособный спрос начал активно смещаться за пределы Садового кольца, где в течение последних нескольких лет стабильно увеличивался объем качественных офисных площадей, — поясняет генеральный директор RRG Денис Колокольников. — В долгосрочной перспективе ограниченные возможности строительства и высокие ставки аренды в центре города, ограниченное количество вакантных площадей, а также стремление компаний к оптимизации бизнес-процессов приведут к еще большей концентрации спроса за пределами Садового кольца. В центре останутся все больше лишь «имиджевые» арендаторы, для которых месторасположение офиса является вопросом престижа».
Эксперты предсказывает, что тенденция переноса спроса на офисы в зону ТТК, ближе к МКАД и даже за ее пределы, будет только усиливаться.
«В центре города будет уменьшение спроса на офисные площади, необеспеченные парковкой, на фоне большего спроса на офисные помещения, которые обеспечены эффективным парковочным коэффициентом», — предсказывает Клавдия Чистова, руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE в России.
В итоге в центре Москвы останутся компании, которые имеют клиентские отделения (розничные отделения банков, туристические агентства, и др.), так как пешая доступность от метро и удобный доступ из любой точки Москвы являются ключевыми факторами их бизнеса, отмечают аналитики CBRE.
Эксперты предсказывают и другие последствия дорожных реформ. В средней перспективе возрастут ставки на аренду офисов вблизи железнодорожных станций.
Так, кстати, произошло в Лондоне, когда началось освоение ряда площадок возле вокзалов и станций. Офис Google к примеру, будет возведен возле вокзала Кингс-Кросс.