Магнитского подозревают в разработке схемы незаконной скупки «Газпрома»
Лента новостей
Юрист Hermitage Capital Management Сергей Магнитский мог быть причастен к разработке схем покупки акций «Газпрома», сообщил РИА «Новости» источник в правоохранительных органах. Наталья Магнитская заявила BFM.ru , что ей об этом ничего неизвестно
Сергей Магнитский, юрист фонда Hermitage Capital Management, скончавшийся в СИЗО в 2009 году, мог быть причастен к незаконной скупке акций «Газпрома». Об этом сообщает сегодня РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
«Речь может идти о мошеннических схемах накануне дефолта в России 1998 года, когда из Федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафра, были переведены 4,8 миллиарда долларов, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, сам Сафра погиб в ходе пожара в Монако в 1999 году», — сказал источник.
По его словам, Hermitage Capital Management под управлением Браудера именно после этого начал активную инвестиционную деятельность в России, и одной из первых операций стала скупка акций «Газпрома», хотя в тот момент их было запрещено продавать иностранцам.
В ходе следствия в компьютере Сергея Магнитского была обнаружена схема реализации подобных операций. Якобы Магнитский предложил создать специальное предприятие, состоящее из двух компаний, зарегистрированных в Калмыкии. Кроме этого, по данным источника, еще одна «компания для сопровождения этих операций была создана в кипрском офшоре».
«Подобная схема Магнитского не только позволяла обойти законодательство, но и в 7 раз снизить выплаты налогов», — сообщил он.
Мать Сергея Магнитского, Наталья Магнитская, сегодня заявила BFM.ru , что ей ничего неизвестно о возможной причастности ее сына к незаконной скупке акций «Газпрома».
«Мне об этом ничего неизвестно, они (сотрудники правоохранительных органов) могут все, что угодно придумывать», — сказала она. Отвечая на вопрос о возможной причине появления подобной информации, она сказала: «Я не знаю. Теперь его можно обвинить во всех грехах и сказать: вот, человек был преступником, а вы его защищаете».
Наталья Магнитская отметила, что в 1998-1999 годах, когда велось следствие по обвинению ее сына в разработке схемы по уклонению инвестфонда Hermitage Capital от уплаты налогов, такие обвинения в его адрес не звучали.
Официальный представитель МВД Андрей Пилипчук заявил BFM.ru, что «МВД официально эту информацию пока не подтверждает,и ход расследованиях дел, связанных с фондом Hermitage Capital не комментирует».
Hermitage Capital был не единственным фондом, который покупал акции «Газпрома», напомнил Business FM партнер юридической компании «Файерстоун Данкен» Джемисон Файерстоун: «Иностранный инвестиционный фонд, который работал в Москве, создал легальные, законные структуры, которые дали им возможность купить «Газпром». Очень много разных предприятий сделали, и все было законно. И каждый раз они говорят так, что Hermitage купил «Газпром». Это было легально. Это было законно».
Между тем, ведущий аналитик «Калита финанс» Алексей Вязовский отмечает, что схемы покупки акций «Газпрома» действительно были непрозрачными.
«Были схемы, как обойти этот запрет. В частности, регистрировались специальные фирмы в особых экономических зонах, в то время были подобные зоны — например, Калмыкия. В частности, фонд Hermitage Capital, который сейчас обвиняют в организации подобной схемы, на офшорные компании регистрировал в особых экономических зонах российские юридические лица. На эти юридические лица покупали акции «Газпрома», но фактически через перекрестное владение они принадлежали офшорным компаниям на Кипре и т.д. Плюс они еще экономили на этом деле налоги. По оценкам специалистов, экономистов, фонд Hermitage Capital мог на таких схемах аккумулировать до 7% всех акций «Газпрома». В ценах 2005 года это в районе 10-11 млрд долларов».
Схему покупки акций «Газпрома» через цепочку предприятий использовали и некоторые российские чиновники. У проверяющих в то время к таким операциям претензий не было, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий: «Закон определяет и определял жесткий регламент проверки. Обойти этот жесткий регламент можно было очень легко. Создать цепочку владельцев, где иностранцы не прослеживаются или они являются не доминирующими, владеют менее 20% актива этой компании. В этом случае такие компании имели право приобретать акции «Газпрома». А в совокупности несколько компаний вполне могли быть полностью под контролем иностранных инвесторов и таким образом — де-факто —приобретателями этих акций была иностранная компания или группа иностранных компаний. Юридически это законно. А вопрос наказуемости построения схемы — это вопрос. Потому что российское законодательство, особенно в тот период, оно было достаточно либерально к построению таких схем и налоговых оптимизаций в том числе. Тогда цепочка сделок, каждая из которых в отдельности является абсолютно законной, в совокупности составляет схему по обходу того или иного законодательного барьера».
История с покупками акций «Газпрома» может выплыть во время суда по иску к главе Hermitage Capital Уильяму Браудеру, считает вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
Долгая история
Подозрения о причастности покойного Магнитского к хищению акций «Газпрома» впервые были высказаны сразу после его смерти. Следственные органы тогда заявили, что Сергей Магнитский и глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, возможно, причастны к продаже за границу 2% акций «Газпрома» в обход законодательного запрета.
Имя Браудера в связи со скупкой акций «Газпрома» упоминалось и в канун первой годовщины смерти Сергея Магнитского: следственный комитет при МВД подводил итоги расследования дела о хищении из российского бюджета 5,4 млрд рублей, ранее уплаченных в виде налога на прибыль компаниями, подконтрольными инвестиционному фонду Hermitage.
Тогдашний начальник пресс-службы ведомства Ирина Дудукина сообщила о том,что гендиректор одной из таких фирм — ООО «Махаон» — Вячеслав Хлебников полностью признал свою вину и подтвердил, что Сергей Магнитский придумал схему уклонения от уплаты налогов через фирмы фонда под видом возврата налога на прибыль.
Дудукина также рассказывала, что в процессе расследования выяснилось, что глава Hermitage Саpital Уильям Браудер в 1997-2005 годах незаконно скупил 1 млрд акций «Газпрома» (или 7% ценных бумаг компании). «Тогда как в то время существовал прямой запрет на покупку акций «Газпрома» иностранными компаниями, — объяснила представитель СК. — Иностранным гражданам можно было купить не больше 2% акций «Газпрома» на площадках Лондона и Нью-Йорка».
Стоимость акций «Газпрома» внутри страны была значительно ниже, чем для иностранцев, уточнила она. По данным следствия, Уильяму Браудеру через подконтрольные ему российские компании удалось скупить акции «Газпрома» на 200 млн долларов и перепродать их значительно дороже, прибыль главы фонда составила 4 млрд долларов. Позже законодательство претерпело значительные изменения, и Браудер реализовал акции на вполне законных основаниях, но задолжал по налогам 0,5 млрд рублей.
В начале декабря 2011 года адвокаты Hermitage Capital заявили, что фонд не владел 7% «Газпрома». По их словам, что стоимость такого пакета акций газового концерна превышает 11 млрд долларов, что в три раза больше, чем все активы фонда.
«Представители МВД также попытались скрыть тот факт, что к компаниям фонда на самом деле нет никаких налоговых претензий со стороны налоговых органов, а суммы, называемые МВД, были придуманы экспертами самого МВД», — заявляли юристы.
«Обвинения абсурдны»
В пресс-релизе фонда Hermitage Саpital обвинения МВД в адрес Сергея Магнитского названы «абсурдными»: «Российские правоохранительные органы сегодня распространили клевету в адрес Сергея Магнитского, попытавшись посмертно обвинить его в исчезновении миллиардов долларов транша МВФ в 1998 году и скупке акций «Газпрома». <> Анонимные «правоохранители» обвиняют человека, которого нет в живых и который не может защитить себя сам».
В пресс-службе фонда утверждают, что «в то время в соответствии с законом все участники рынка, чьими клиентами были иностранные инвесторы, создавали российские компании для владения акциями «Газпрома». Среди них были «Альфа банк», «Тройка Диалог», «Ренессанс Капитал», «Никойл», «Атон», «Восток-нафта», «Дойче банк», «Объединенная финансовая группа» и др. Сам «Газпром» в лице дочернего банка — Газпромбанка — совместно с банком «JP Моrgan» представлял такие услуги иностранным инвесторам. Один из крупнейших партнеров «Газпрома» — немецкий энергетический гигант «Рургаз» владел более 5% акций «Газпрома» через свое российское подразделение».
Что касается уплаты налогов, только три российские компании фонда Hermitage заплатили по ставке 24% в российскую казну в 2006 году 5,4 млрд рублей в виде налога на прибыль, говорится в пресс-релизе фонда.