Батурин готов доказывать невиновность «вплоть до Верховного суда»
Лента новостей
Сегодня суд приступил к рассмотрению уголовного дела Виктора Батурина, обвиняемого в трех эпизодах мошенничества. Два из них — с векселями «Интеко»
Гагаринский суд Москвы сегодня приступил к рассмотрению уголовного дела бизнесмена Виктора Батурина, уже имеющего условный срок. Теперь его обвиняют в трех эпизодах мошенничества, два из которых — с векселями компании «Интеко». Подсудимый вину не признал.
На заседание суда Батурин прибыл во всеоружии. Доставленный под конвоем предприниматель обложился десятком томов уголовного дела, которые заняли большую часть пространства в клетке, установленной в зале.
«Мое отношение к обвинению не менялось с первого дня. Я поступал честно, когда предъявлял векселя. Все эти деньги мои, мне их должны были вернуть», — сразу же обозначил свою позицию предприниматель. Он сообщил, что будет отстаивать свою точку зрения «вплоть до Верховного суда. По мнению Батурина, причина его злоключений кроется в том, что в сентябре 2011 года его сестра Елена Батурина продала компанию «Интеко» вместе с 25% акций, которые принадлежали ему. «Я думал, что дело будет рассматриваться в гражданском порядке, но оно перешло в уголовною плоскость», — посетовал Батурин.
После этого прокурор Надежда Сергеева озвучила фабулу предъявленного подсудимому обвинения.
Оно гласило, что в мае 2011 года Батурин занял у знакомого бизнесмена 250 тысяч евро, не собираясь их возвращать. А в конце сентября того же года прислал в офиса компании «Интеко» заведомо подложные векселя на общую сумму более 5,6 млрд рублей. Спустя два месяца — 28 ноябре 2011 года — он попытался представить к оплате еще один поддельный вексель на сумму 10,8 млн рублей. Но на этот раз Баутрина задержали «на месте преступления» — в офисе «Интеко». Кстати, это действие сопровождалось скандалом: Батурин обругал оперативников нецензурными словами и полчаса прятался в туалете. Первый эпизод следствие квалифицировало как оконченное мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК), два других — как покушение на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК).
«Непонятное» обвинение
Ни по одному из них подсудимый вину не признал и заявил, что обвинение ему непонятно. В частности, Батурин выразил недоумение по поводу версии следствия о том, что вексель на 10,8 млрд рублей был выпущен в 2011 году, тогда как, по его утверждению, есть акт экспертизы, что ценная бумага была выпущена в 2004 году. «В то время я работал в «Интеко» и не мог действовать себе в ущерб», — заявил он.
Около полутора часов занял допрос представителя компании «Интеко», которая по делу признана потерпевшей. Начальник отдела анализа и договорного обеспечения «Интеко» Виктор Зубков заверил суд, что векселя, которые в 2011 году пытался обналичить Виктор Батурин, «в природе не существовали». По его словам, это показала как бухгалтерская поверка, так и бывший президент компании Елена Батурина. Сам же Виктор Батурин признавался сотрудникам компании, что требуемая им сумма в 5,6 млрд рублей — это зарплата, которую, как он считает, ему остались должны при увольнении с поста вице-президента в 2006 году. Между тем Зубков отметил, что в феврале 2007 года Тверской суд Москвы признал необоснованными требования Батурина к «Интеко» о якобы имевшейся перед ним задолженностью по зарплате.
Сам подсудимый активно принимал участие в допросе представителя пострадавшего. Но поскольку он постоянно сыпал профессиональными терминами и обсуждал с потерпевшим еще не озвученные обстоятельства дела, понять его было невозможно.
Примечательно, что сегодня защита подсудимого ходатайствовала о вызове на процесс ряда свидетелей. В их числе были и бывший, и нынешний глава компании «Интеко» — Елена Батурина и Олег Солощанский. По заявлению последнего и возбудили уголовное дело.
«Я подписал сотни векселей «Интеко»
Оба они уже указаны в списке свидетелей обвинения. Однако адвокат Батурина Алексей Шабанов настаивал на их допросе как свидетелей защиты, поскольку, по его мнению, «практически все они дали на следствии показания, которые свидетельствуют о невиновности» его клиента. Так, защитник намерен доказать, что векселя, которые предъявил к оплате Виктор Батурин, были подлинными и что Батурин имел право собственноручно подписывать подобные ценные бумаги. Сам подсудимый сегодня заявил, что несмотря на утверждения его сестры в том, что он не был уполномочен подписывать векселя и никогда этого не делал, он «подписал сотни векселей «Интеко», а за 15 лет работы в «Интеко» завизировал 99% документов.
Кстати, в списке свидетелей прокуратуры и бывшая жена Батурина, музыкальный продюсер Яна Рудковская. Ожидается, что она даст показания по эпизоду о невозврате экс-супругом 250 тысяч долларов. Потерпевшим по этому эпизоду выступает бизнесмен Станислав Иосельзон. Но, как говорят адвокаты, свои претензии к Батурину он снял еще на следствии. «Иосельзон просил прекратить дело в этой части, так как понял, что умысла на хищение у Батурина не было. Часть денег Батурин ему уже вернул, а оставшуюся часть не смог, так как был помещен под стражу», — рассказал BFM.ru второй защитник подсудимого Георгий Левчук.
Прошлое и будущее
Стоит отметить, что незадолго до своего ареста Виктор Батурин пытался оспорить в столичном арбитраже продажу Еленой Батуриной компании. Владельцем 95% акций ЗАО «Интеко» в сентября 2011 года стал Микаил Шишханов, владелец и президент Бинбанка, племянник президента «РуссНефти» Михаила Гуцериева. Оставшиеся 5% акций выкупила «дочка» Сбербанка — «Сбербанк Инвестиции». Но после ареста бывшего вице-президента фирмы процесс застопорился, а феврале 2012 года иск Батурина был отклонен. Многие тогда связывали возбуждение уголовного дела и арест предпринимателя с желанием «выбить» его из арбитражного процесса и не мешать новым владельцам «Интеко».
Виктор Батурин уже был осужден — 6 июня 2011 года Пресненский суд Москвы приговорил его к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в течение трех лет с и штрафу в 300 тысяч рублей за мошенничество — двойную перепродажу помещения в центре Москвы. Правда, по первому делу он находился под подпиской о невыезде, а по второму вот уже больше года сидит в СИЗО: Батурина взяли под стражу 30 ноября 2011 года. С тех пор все попытки защиты добиться изменения ему меры пресечения терпели фиаско. А с учетом того, что Юрий Лужков уже «не у руля власти», многие полагают, что ждать вынесения мягкого приговора шурину бывшего градоначальника не стоит. Если суд признает Батурина виновным хотя бы по одному эпизоду, то он обязан будет обратить ранее назначенный подсудимому условный срок в реальный и присоединить к новому наказанию.