Участнице Pussy Riot отказано в отсрочке приговора
Лента новостей
Мария Алехина обратилась с просьбой отложить исполнение двухлетнего срока наказания за акцию в храме Христа Спасителя до достижения пятилетним сыном 14 лет
Березниковский городской суд Пермского края сегодня отказал в отсрочке исполнения приговора участнице панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной. Осужденная и ее адвокат просили отложить исполнение двухлетнего срока за акцию в храме Христа Спасителя до достижения пятилетним сыном Алехиной 14 лет. Но суд на это не пошел.
Заседание суда заняло почти три часа. В маленький зал городского суда набилось большое количество журналистов. Причем далеко не все из них смогли попасть внутрь. Мария Алехина лично принимала участие в слушании. На процесс ее доставили из исправительной колонии № 28 Пермского края, куда этапировали в начале ноября прошлого года.
Напомним, 17 августа 2012 года Хамовнический суд Москвы приговорил Марию Алехину, а также еще двух участниц панк-группы — Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич — к 2 годам лишения свободы. Все они были признаны виновными в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК), совершенном 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя. Тогда пять девушек попытались провести в церкви так называемый панк-молебен, исполнив песню «Богородица, Путина прогони». Акция вызвала большой общественный резонанс. Смягчения наказания в вышестоящем суде удалось добиться только Екатерине Самуцевич. 10 октября Мосгорсуд заменил ей наказание на условное и освободил в зале суда. В отношении двух других фигуранток приговор остался в силе.
Спустя несколько дней после этого Алехина и Толоконникова, имеющие малолетних детей (у Алехиной пятилетний сын, а у Толоконниковой — четырехлетняя дочь), обратились в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора. Такую возможность предоставляет им статья 82 УК.
Стоит отметить, что в соответствии с ней, по достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд может освободить осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменить оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.
Однако Хамовнический суд Москвы вернул эти ходатайства осужденным, решив, что они должны рассматриваться судом по месту нахождения СИЗО, откуда девушек оперативно отправили в колонии. Надежда Толоконникова оказалась в мордовской колонии № 14, а Мария Алехина — в колонии № 28, расположенной в городе Березники Пермского края.
Надо сказать, что в отличие от Надежды Толоконниковой, у которой отношения с другими осужденными сложились ровные, Мария Алехина не смогла найти понимания среди отбывающих срок в ИК № 28. В итоге, Алехину, по ее же просьбе, поместили ночевать в «безопасное место» — в одиночную камеру штрафного изолятора.
Шесть взысканий
По словам Натальи Алехиной, матери осужденной, за три месяца пребывания на зоне ее дочь успела получить четыре взыскания, а всего их шесть. «Два на нее были наложены еще в период нахождения в московском СИЗО, а четыре — уже здесь, — рассказала она BFM.ru. — Два за то, что она проспала подъем, одно — за несанкционированную переписку, хотя она всего лишь пыталась передать адвокату жалобу в Европейский суд по правам человека. Еще одно замечание она получила за пререкание на дисциплинарной комиссии. Тогда Маша отказалась дать объяснения по наложенным на нее взысканиям и потребовала присутствия адвоката».
Документы о совершенных Алехиной проступках сегодня были приобщены к материалам дела.
Осужденная заявила, что не согласна ни с одним из них и уже обжаловала их в прокуратуре, управлении Федеральной службы исполнения наказания, а также обратилась к омбудсмену по Пермскому краю.
Кстати, она высказалась и по поводу помещения ее в ШИЗО, посчитав это попыткой изолировать ее от других заключенных.
Адвокат осужденной Оксана Дарова апеллировала к тому, что ни одно из нарушений, за которые были наложены взыскания, не было умышленным. Она ссылалась на положительные характеристики Алехиной как студентки, общественной активистки, матери и заявила, что ее пятилетний сын Филипп очень нуждается в ней.
В свою очередь представитель прокуратуры Лев Ташкинов указал, что у осужденной нет поощрений, а администрация учреждения выступила против предоставления ей отсрочки исполнения приговора.
Он заявил, что ребенок Алехиной фактически содержится и воспитывается ее родителями (на самом деле, сын живет с бабушкой — мамой Алехиной и гражданским мужем осужденной — BFM.ru). Сама же осужденная «по факту является иждивенкой», так как нигде не работала, а только училась на четвертом курсе Института журналистики и литературного творчества.
Мария Алехина предчувствовала, что суд откажется удовлетворить ее просьбу. Об этом она упомянула в последнем слове, но все же высказала надежду, что «произойдет маленькое чудо».
Для принятия решения судья Галина Ефремова взяла тайм-аут на два с половиной часа. Решение было оглашено в половине девятого вечера по местному времени, когда суд уже официально закончил свою работу.
Судья пришла к выводу, что наличие малолетнего ребенка у Алехиной уже было учтено приговором Хамовнического суда Москвы при назначении ей наказания. «Новых обстоятельств для смягчения наказания не установлено», — резюмировала председательствующая.
УДО и перчатки для спецназа
Для адвокатов осужденной это решение не стало неожиданностью. Второй адвокат Марии Алехиной — Ирина Хрунова — заявила BFM.ru, что не согласна с принятым решением и что защита будет обжаловать его в Пермском краевом суде. «Доводы прокурора не имеют отношения к делу, а отсрочка приговора не зависит от полученных взысканий. Прокуратура несколько отстала от действительности», — считает защитница. При этом она призналась, что суды достаточно редко принимают решения об отсрочке исполнения приговора в связи с наличием малолетних детей. «Это общая судебная практика. К сожалению, суды заняли такую позицию», — сказала она.
При этом адвокат добавила, что уже через два месяца Мария Алехина, как и Надежда Толоконникова, может претендовать на условно-досрочное освобождение, поскольку к этому времени уже пройдет год, как они находятся под стражей. «Для Алехиной возможность подать ходатайство об УДО наступит 4 марта, а для Толоконниковой — 5 марта», — пояснила защитница. Делать прогнозы относительно исхода предстоящих судебных процессов она не стала.
Между тем, по словам матери осужденной, вопрос о возможности досрочного освобождения ее дочери может быть рассмотрен и в конце весны. «По другим нормам закона считается, что прежде человек должен отсидеть в колонии не менее полугода», — сказала BFM.ru Наталья Алехина.
Она рассказала, что сейчас ее дочь чувствует себя в колонии нормально. Она вполне адаптировалась, учится в местном ПТУ швейному делу и работает на производстве: «Она шьет перчатки для спецназа и шутит, что этими перчатками спецназовцы потом будут разгонять таких, как она».