16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 74.02 / ₽ 7593
  • RTS768.07
12 декабря 2012, 20:19 ОбществоПроисшествияПравоПолитикаКонфликтыПерсоны

За жизнь Анны Политковской — 12 лет в колонии

Лента новостей

К 12 годам заключения в колонии строго режима потребовала сегодня приговорить гособвинитель Гульчехра Ибрагимова бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, фигуранта дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Гособвинитель Гульчехра Ибрагимова сегодня потребовала приговорить к 12 годам заключения в колонии строго режима бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова — первого представшего перед судом фигуранта дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.

Его дело было выделено из основного и Мосгорсуд сегодня рассмотрел его в особом порядке — на это ушел всего лишь день. Заседание частично было объявлено закрытым.

Процесс должен был проходить в основном здании Мосгорсуда, но его перенесли в недавно отстроенный апелляционный корпус. Дело слушалось в самом большом зале, предусмотренном для дел с участием присяжных.

Еще в августе подполковник запаса Павлюченков был помещен под домашний арест после того как заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве.

По завершении расследования обвиняемый ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке.

В этом случае процесс проходит очень быстро: без исследования собранных по делу доказательств и допроса свидетелей. Суд лишь ограничивается изучением данных о личности подсудимого. При этом подсудимому не может быть назначено наказание, превышающее две трети от верхней планки вмененных ему статей.

Однако против особого порядка рассмотрения дела выступили потерпевшие — сын и дочь погибшей журналистки Вера и Илья Политковские.

По версии обвинения, летом 2006 года бывший начальник отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Павлюченков принял предложение, поступившее ему через сотрудника столичного УБОП Сергея Хаджикурбанова от чеченского «авторитета» Лом-Али Гайтукаева. Тот просил за деньги силами его подчиненных организовать слежку за Анной Политковской, известной журналистскими расследованиями о нарушении прав человека в Чечне. Они выяснили график и маршрут передвижения журналистки, узнали, где она живет. Собранная информация была передана участникам преступной группы, в которую входили племянники Гайтукаева — братья Джабраил, Ибрагим и Рустам Махмудовы. Последний и был киллером. 7 октября 2006 года он расстрелял Анну Политковскую в подъезде дома на Лесной улице.

Потерпевшие выставили счет на 10 млн

Представляющая интересы потерпевших в суде адвокат Анна Ставицкая проинформировала суд, что ее доверители решили предъявить к подсудимому иск о компенсации морального вреда на сумму 10 млн рублей.

Как позже пояснил Илья Политковский, размер иска потерпевшие определили исходя из прецедента, который ранее создал Мосгорсуд. Он взыскал 10 млн рублей с убийц первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.

Затем адвокат потребовала отменить особый порядок и вернуть дело прокурору для объединения с основным делом, по которому проходят еще пятеро фигурантов. Свое ходатайство Ставицкая мотивировала тем, что подсудимый выполнил не все условия досудебного соглашения о сотрудничестве. В соответствии с ними он должен был сообщить следователям не только имена ранее неизвестных им соучастников, но также в подробностях описать свою собственную роль в преступлении, а также сообщить, кто был инициатором и заказчиком убийства.

Павлюченков назвал инициаторами и заказчиками бизнесмена Бориса Березовского и эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева.

Однако, как призналась Ставицкая, потерпевшим в это слабо верится. «Показания Павлюченкова не являются правдивыми», — заявила адвокат. Мотивируя свою позицию, она отметила, Березовский с начала 2000-х годов, а Закаев еще раньше проживают в Великобритании, а Павлюченков на следствии заявил, что летом 2006 года один из организаторов преступления — Лом-Али Гайтукаев — встречался с неким «неустановленным лицом» в Москве. От него чеченский «авторитет» якобы и принял заказ на убийство журналистки «Новой газеты» и 150 тысяч долларов. Между тем, Березовский вряд ли смог бы приезжать в Москву, так как был объявлен в розыск, отметила Ставицкая.

Кроме того, потерпевшие сомневаются в том, что бизнесмен мог заказать Политковскую из-за ее критических публикаций. «Он сам всегда критиковал действующую власть», — отметила представитель потерпевших.

По ее мнению, Павлюченков пытался умалить свою роль, заявив, что принял участие в преступлении, так как боялся расправы со стороны Гайтукаева. «Сторона потерпевших полагает, что Павлюченков был одним из организаторов убийства, он выполнял одну из ключевых ролей: координировал действия остальных, покупал оружие», — заявила Анна Ставицкая.

«Проведение отдельного судебного заседания и вынесение по нему решения не только нарушит права потерпевших, но и отразится на полноте рассмотрения дела в отношении других фигурантов», — утверждала адвокат.

Однако Павлюченков и его адвокат Карен Нерсисян с данными доводами не согласны. Подсудимый заявил, что полностью выполнил условия досудебного соглашения о сотрудничестве. «Мне ни Березовский, ни Закаев никогда не говорили о том, что они заказчики, мне об этом всего лишь сообщил Гайтукаев», — пояснил подсудимый.

Стоит отметить, что следствие до сих пор не называет имен заказчиков преступления — они считаются неустановленными. Карен Нерсисян заявил BFM.ru, что его подзащитный мог их и не знать, а в гибели Политковской были заинтересованы, скорее, политики, а не бизнесмены.

Прокурор встала на сторону подсудимого

Гособвинитель Гульчехра Ибрагимова (она известна своим участием в процессе над экс-главой ЮКОСА Михаилом Ходорковским — BFM.ru ) встала на сторону подсудимого.

Она отметила, что Павлюченков, не только дал подробные показания о своей роли и о роли своих соучастников, но «рассказал о других особо тяжких преступлениях, имеющих большой общественный резонанс». Так, по словам гособвинителя, Павлюченков сообщил о причастности к организации убийства Политковской Лом-Али Гайтукаева (ранее он находился лишь в статусе свидетеля — BFM.ru), а также об обстоятельствах покупки оружия преступления — газового пистолета «Иж», переделанного для стрельбы боевыми патронами. «Ранее эти обстоятельства не были известны следствию», — сказала она.

В итоге, проведя в совещательной комнате полчаса, судья Александр Замашнюк ходатайство потерпевших отклонил. Он констатировал, что у них отсутствует право «определять форму судопроизводства».

После того, как прокурор вкратце изложила фабулу дела (остальных фигурантов она назвала «лицами, дело в отношении которых выделено в отдельное производство»), Павлюченков заявил, что полностью признает вину.

«Я в полном объеме согласен с предъявленным мне обвинением и подтверждаю все свои показания, данные на предварительном следствии», — произнес он.

Кстати, первоначально Павлюченков сказал, что полностью согласен с предъявленным ему иском, но после подсказки адвоката поправился, что сможет выплатить пострадавшим только 2 млн рублей.

Стоит отметить, что частично заседание прошло в закрытом режиме. Журналистов попросили удалиться из зала, когда прокурор оглашала данные о личности подсудимого, служившего в секретном подразделении.

За совершение убийства, совершенного группой лиц по найму (ч. 2 ст. 105 УК), Гульчехра Ибрагимова запросила для Павлюченкова 10 лет колонии, а за незаконный оборот оружия (ч. ст. 222 УК) — 4 года. По совокупности же совершенных им преступлений окончательное наказание прокурор предложила определить в виде 12 лет лишения свободы. В качестве дополнительного наказания она затребовала еще 1 год ограничения свободы, в течение которого Павлюченков не должен будет покидать место жительства.

«Размер наказания должен быть максимальным из того, что предусматривает особый порядок», — сказал Илья Политковский и запросил для Павлюченкова 13 лет.

Защита за условный срок

Анна Ставицкая акцентировала внимание суда на том, что подсудимый отнюдь не добровольно стал сотрудничать со следствием, а «чтобы смягчить свою участь». «Показания против него заставили заключить сделку со следствием», — сказала она, не уточнив, кто именно сообщил о причастности Павлюченкова к преступлению. Юрист подчеркнула, что если бы не участие бывшего сотрудника полиции в подготовке убийства, то, возможно, Анна Политковская была бы жива и продолжала выполнять свой профессиональный долг.

В свою очередь, адвокат подсудимого Карен Нерсисян высказался за то, чтобы назначить его клиенту наказание ниже низшего предела или вообще условное. «Мой подзащитный сделал все возможное, чтобы не состоялось убийство. На завершающем этапе он сделал все возможное, чтобы этого избежать», — уверял адвокат.

Он пытался разжалобить суд, вспоминая прошлое боевого офицера Павлюченкова, который служил в горячих точках, был комиссован по инвалидности. «Он искренен раскаивается и надеется, что суд даст ему шанс доказать это своей последующей жизнью», — сказал защитник.

«Нам рассказали душераздирающую историю падения Павлюченкова, который служил в Афганистане, потом стал сотрудником правоохранительных органов, а позже стал принимать заказы на убийство. Но я знаю много сотрудников правоохранительных органов, воевавших в Афганистане, но они не стали принимать заказы на убийство», — парировала представитель потерпевших. Анна Ставицкая считает, что 13 лет — это наказание, адекватное содеянному.

14 декабря Дмитрий Павлюченков выступит с последним словом. После этого суд удалится для вынесения приговора. Александр Замашнюк не исключил, что огласит его в тот же день.

Решение суда может стать одним из доказательств вины по основному делу, из которого выделили дело подполковника. В настоящее время его расследование уже завершено, и фигуранты знакомятся с материалами. Они намерены требовать суда присяжных.

Первый приговор в отношении братьев Махмудовых и Сергея Хаджикурбанова в 2009 году закончился оправдательным вердиктом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию