Россияне готовы плохо трудоустраиваться
Лента новостей
В России зафиксирован беспрецедентно низкий уровень безработицы — 5,2%. Такие показатели держатся за счет неконтролируемого «неформального сектора» экономики — там не всегда соблюдается трудовое законодательство и зачастую ниже заработные платы
В России зафиксирован «беспрецедентно низкий» уровень безработицы — 5,2% по методологии Международной организации труда, накануне сообщила Ольга Голодец, вице-премьер, курирующий в правительстве социальный блок.
«Такой цифры Россия не достигала никогда в своей истории. Мы сегодня гордимся, но вместе с тем мы предпринимаем целый ряд шагов по развитию занятости», — заявила она.
По ее словам, российская экономика обладает огромным запасом по созданию рабочих мест. На российском рынке — 1,5 млн вакансий, чем Россия выгодно, по словам Голодец, отличается от ЕС, где возможности по созданию рабочих мест исчерпаны.
Сейчас безработными в России, по статистике Росстата, являются 4 млн человек. Рекордно низкий уровень безработицы держится уже несколько последних месяцев. В октябре он составил 5,2% (без исключения сезонного фактора), в сентябре — 5,3%, в августе — 5,2%, в июле и июне — по 5,4%. В январе 2012 года безработными Росстат насчитал 6,6% безработных, или 4,9 млн человек.
Примерно на таком же уровне безработица держалась в 2008 году, «незадолго до кризиса» и составляла примерно 5,4%, напоминает BFM.ru Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.
Ситуацию с сокращением безработицы на фоне отсутствия «прорывного» роста в сфере экономики Капелюшников называет «парадоксальной». «Каких-то сверхдостижений в экономической ситуации в России сейчас нет. Хотя сейчас уже достигнут и превышен уровень, который был достигнут российской экономикой в предкризисный период, но, тем не менее, мы не видим какой-то бурной динамики», — говорит он.
Вряд ли сокращение числа безработных в России является очевидным поводом для радости, указывают BFM.ru опрошенные эксперты.
Не исключено, что это объясняется замедлением темпов роста реальной заработной платы, которое наблюдалось ранее. Сокращение затрат на рабочую силу активизировало спрос на трудовые ресурсы, поясняет Капелюшников. Сами люди готовы устраиваться на работу даже при условии, что им будут платить не такую высокую заработную плату и не будет гарантий ее повышения.
«Правда, в этом году мы наблюдаем одновременно и продолжение тренда сокращения безработицы, но одновременно реальная заработная плата тоже ускорила свой рост. Эта ситуация — вызов для исследователей», — оговаривается он.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в октябре 2012 года, по подсчетам Росстата, выросла на 12,1% по сравнению с октябрем 2011 года. Реальная заработная плата, скорректированная на инфляцию, повысилась в годовом исчислении на 5,2%.
«Сейчас ситуация вполне удачно выглядит для российской экономики, спрос во многих направлениях восстановился, даже если он частично падал. Но наращивание занятости шло преимущественно через неформальный сектор», — указывает BFM.ru Ирина Денисова, профессор Российской экономической школы, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых разработок.
Теневой рынок
В «неформальном» секторе экономики зачастую не соблюдаются основные нормы ТК и положения налогового кодекса, отмечает Ростислав Капелюшников.
«Значительная часть этих людей находится полностью вне правового поля, их деятельность нигде не регистрируется, они не платят налоги, в этой сфере не действуют никакие законы и административные нормы. Занятость росла в последние годы исключительно в этой части экономики. А в той части экономики, которая находится под надзором и контролем государства, там занятость либо падала, либо стагнировала. Формальный сектор экономики большого числа новых рабочих мест не создавал. В России есть где разгуляться с точки зрения перевода людей с низкопроизводительных на высокоэффективные, высокопроизводительные рабочие места», — говорит Капелюшников.
Сейчас перед чиновниками и российским бизнесом стоит задача — создать в ближайшие 8 лет 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Ее еще в 2011 году поставил премьер Владимир Путин и уже на посту президента закрепил в указе от 7 мая 2012 года.
Необходимость и пути создания миллионов рабочих мест на этой неделе вызвали спор у представителей рекрутинговых агентств. Глава Superjob Алексей Захаров обратился с открытым письмом к президенту, в котором выразил опасение, что попытки создания новых рабочих мест обернутся наплывом низкоквалифицированных мигрантов, что сделает «абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан», написал Захаров.
Он предложил полностью закрыть российский рынок для низкоквалифицированных мигрантов. Руководитель службы исследований HeadHunter Глеб Лебедев в ответ заявил, что полный отказ от мигрантов приведет к стагнации экономики.
Ростислав Капелюшников считает, что само вмешательство государства в рынок труда может привести к нежелательным последствиям:
«Вы выделите под это [под создание 25 млн рабочих мест] деньги, потом начнет ковать и печь искусственные рабочие места. Мы не можем предугадать, какие формы может принять государственное вмешательство, направленное на реализацию идеи», — говорит он.
Добавим, самыми востребованными профессиями в России считались те, что связаны со строительством. Плюс трактористы, слесари, бульдозеристы и ремонтники, указывал ранее глава Роструда Юрий Герций.