Тверской суд Москвы арестовал питерских
Лента новостей
Тверской суд Москвы сегодня санкционировал арест владельца компании «Петроком» Андрея Кадкина, а также четверых фигурантов громкого дела о хищении бюджетных средств, выделенных на капремонт объектов тепло-и водоснабжения Санкт-Петербурга
Тверской суд Москвы сегодня санкционировал арест владельца компании «Петроком» Андрея Кадкина и еще четверых фигурантов громкого дела о хищении бюджетных средств, выделенных на капремонт объектов тепло-и водоснабжения Санкт-Петербурга Им вменяется мошенничество на сумму 48 млн рублей. Общий же ущерб, от деятельности преступной группы, в которую, по версии следствия, входили коммунальщики, следствие оценивает в более чем 3 млрд рублей.
По решению суда все они останутся в СИЗО до 25 января 2013 года.
С ходатайством о заключении задержанных под стражу в суд обратился Следственный департамента МВД, который расследует возбужденное 25 ноября громкое коррупционное дело по статье «мошенничество» (часть 4-я статьи 159 УК).
29 ноября в рамках расследования сыщики задержали в Санкт-Петербурге около десятка фигурантов. Четырем из них избрали меру пресечения в виде подписки о невыезде. Еще четверых доставили в Москву для решения вопроса об аресте.
Первым в зал суда в начале третьего дня завели Андрея Кадкина ⎯ учредителя компании «Петроком», советника председателя правления Балтинвестбанка Андрея Кадкина, совладельца клуба дзюдо «Явара-Нева» (соучредителем которого является Аркадий Ротенберг, а почетным президентом — Владимир Путин).
Поддержать его в Москву приехали жена и несколько родственников. Интересы задержанного представляли сразу три адвоката. Они передали судье характеристику подозреваемого, а также медицинские документы о наличии у их клиента целого ряда хронических заболеваний.
«Человек, который сделал себя сам»
Характеристика была весьма лестной. В ней сказано, что Кадкин — выпускник Военно-медицинской академии и Санкт-Петербурского института экономики и финансов — является человеком, который «сделал сам себя, прошел путь от санитара до владельца крупного бизнеса». Он пользуется авторитетом как у руководящего звена компании, так и у рядовых работников. Кадкин — отец троих детей и примерный семьянин.
Из медицинских документов следовало, что подозреваемый страдает сахарным диабетом второго типа, а также панкреатитом, ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью. Характеристику судья Елена Сташина приняла, а вот в приобщении справок отказала, так как они оказались не заверены.
Из оглашенных Сташиной материалов дела, следовало, что Кадкина подозревают в совершении мошенничества в составе организованной группы на сумму 48 млн рублей. Именно в такую сумму следствие оценило ущерб, причиненный правительству Санкт-Петербурга.
Настаивая на аресте задержанного, руководитель следственной бригады по делу, следователь Следственного департамента МВД Алексей Мезенцев апеллировал к тому, что коммерсант обвиняется в совершении тяжкого преступления, по которому предусмотрено наказание сроком до 10 лет лишения свободы. «Оставшись на свободе, он может скрыться от следствия или суда, а также использовать свое положение для давления на сотрудников «Петрокома» — для дачи нужных ему показаний или склонить их к отказу от дачи показаний», — сообщалось в поданном им ходатайстве
Свои аргументы органы следствия подкрепили рапортами оперативных работников. В них говорилось, что Андрей Кадкин «обладает обширными связями в госструктурах и неограниченными финансовыми возможностями».
Кроме того, он вместе с другими соучастниками «вырабатывал линию поведения противодействия правоохранительным органам». Были озвучены данные «прослушки» телефонных разговоров одного из предполагаемых соучастников бизнесмена. «Эти говорят, что вопрос закроют. Бабки точно платят. Кадкин там что-то решает через Москву», — зачитала судья представленные ей документы. Она сообщила, что это были слова Павла Дьякова (заместителя уволившегося вчера главы комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Владислава Петрова).
Кстати, сам Алексей Мезенцев в суд не пришел, следствие представляли два его подчиненных. Один из них, следователь Евгений Николаев, выступая в суде, отметил, что Андрей Кадкин занимает одну из ключевых ролей в преступной группе, а многие свидетели «находятся в административной и финансовой зависимости от него». Прокурор следователей поддержал.
Адвокаты и Кадкин предложили залог в 48 млн рублей
Адвокаты против ареста возражали. Они утверждали, что их подзащитному вменяется преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности, а потому он не может быть заключен под стражу. Кроме того, уже истекли установленные законом 48 часов, на которые Кадкина могли задержать без решения суда. По словам коммерсанта, он был задержан 28 ноября в 8 часов утра.
«Факты угроз со стороны Кадкина не были установлены, как и попытки уничтожить материалы дела, — заявил Владимир Левин. — До того, как Кадкин был задержан, он неоднократно выезжал за границу. Это же не какой-то разбойник, человек проходит по экономическому делу!».
Адвокат отметил, что в условиях СИЗО состояние здоровья его клиента может значительно ухудшиться. К непредсказуемым последствиям может привести сахарный диабет. «Сегодня он не инсулинозависимый, а завтра станет инсулинозависимым, ведь человек в СИЗО оказывается в психотравмирующей ситуации!», — убеждал судью защитник. При этом Владимир Левин привел в пример юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, который умер в изоляторе из-за того, что ему не была оказана надлежащая медицинская помощь. Он предложил для своего клиента в качестве альтернативной меры пресечения залог.
Сам Андрей Кадкин сообщил суду, что на допросе у следователей он частично признал вину. «Безусловно, это была предпринимательская деятельность, мы просто были введены в заблуждение по качеству поставляемой продукции», — сказал он.
В качестве залога задержанный предложил внести сумму вменяемого ему ущерба — 48 млн рублей, решив, что это будет справедливым.
Бизнесмен заверил, что не станет скрываться. «Я неоднократно во время проверочных мероприятий выезжал за границу, бывал в Германии и Франции», — сказал он.
«Так у вас, что, шенгенская виза есть?», — удивилась судья.
«Да, до мая, кажется», — подтвердил Кадкин.
«А загранпаспорт у вас не изымался?», — спросила Сташина. Оказалось, что нет.
Пробыв в совещательной комнате почти два часа, она удовлетворила просьбу следствия, отклонив ходатайство о залоге. В своем постановлении судья, в частности, указала, что «следствием получены достаточные данные о причастности к инкриминируемому деянию».
Покидая суд, защитники заявили, что не согласны с решением суда и попробуют добиться его отмены в Мосгорсуде.
«Не хочу, чтобы эти трубы лопались у меня под ногами»
По аналогичной схеме прошли аресты других фигурантов: директора госучреждения «Управление заказчика Санкт-Петербурга» Константина Мосина, заместителя генерального директора ООО «Петроком» Сергея Жуковского, а также бывшего гендиректора этой компании Алексея Муравьева, который сейчас возглавляет торгово-закупочную фирму «Энергоснабресурс».
Адвокат Муравьева Лев Грибов пытался убедить суд в том, что его клиент по состоянию здоровья не может содержаться в СИЗО, так как страдает острым холециститом, а в декабре прошлого года перенес серьезную операцию — ему удалили желчный пузырь. «Муравьев нуждается в диете, в условиях СИЗО он вряд ли сможет получать квалифицированную медицинскую помощь. Он ранее не судим, имеет на своем иждивении несовершеннолетнего ребенка», — привел адвокат свои доводы. Он просил оставить его подзащитного на свободе, а ходатайство следствия отклонить.
Сам Алексей Муравьев заявил, что «готов посидеть два месяца», если за это время следователи разберутся в деле. «Хотя лучше бы находиться дома, — признал он. — Есть домашний арест, подписка о невыезде. Я собираюсь и дальше жить в Санкт-Петербурге и не хочу, чтобы эти трубы лопались у меня под ногами».
Бизнесмен категорически отверг доводы о том, что он имеет связи с администрацией города и может влиять на сотрудников «Петрокома». Он сообщил, что еще летом 2011 года ушел с должности гендиректора, став главным бухгалтером компании. А в январе и вовсе покинул фирму. «Нет у меня никаких сообщников! Где я, а где администрация?» — негодовал задержанный.
Он не согласился с обвинениями в свой адрес. Муравьев уверял, что ничего не знает про злополучные трубы: «Провались они пропадом!».
Он рассказал, что компания «Петроком» работала по четырем разным направлениям, включая строительство домов, и он как глава фирмы не мог контролировать каждый объект. «Если и был какой-то сговор руководителей фирмы с госприемкой, пусть это доказывают. А вот я в этом точно не замешан», — сказал предприниматель. Однако судья ему не поверила.
В отличие от сотрудников «Петрокома», директор питерского «Управления заказчика» Константин Мосин признал вину. По словам его адвоката Андрея Гуменского, его подзащитный дал «признательные показания о получении денег». «Дав такие показания, куда он может скрыться без паспорта, который у него изъяли», — недоумевал адвокат. Он отметил, что его клиент и дальше собирается сотрудничать со следствием. Защитники Константина Мосина, как и адвокаты Сергея Жуковского, предлагали внести залог в размере 1 млн рублей. Но суд эту просьбу не удовлетворил.
Дело о «трубах»
Спецоперация по задержанию участников организованной преступной группы, причастных, по версии следствия, к хищению более 3 млрд рублей, была проведена 29 ноября. В ней были задействованы более 200 следователей и оперативников МВД, а также бойцов СОБРа. Они специально приехали в Петербург из Москвы, там было проведено больше трех десятков обысков.
В частности, оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России наведались в квартиру к председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга Владиславу Петрову. У него обнаружили и изъяли 18 млн рублей, 100 тысяч долларов и 100 тысяч евро.
Проверку же деятельности питерских чиновников, которая вылилась в уголовное дело, инициировал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Проверив его обращение, сотрудники МВД установили, что группа чиновников организовала коррупционную схему, включающую поставку и монтаж некондиционных труб. Она была проста: вместо новых труб на тепломагистрали устанавливались бракованные или уже бывшие в употреблении. Сертификаты же качества заводов-производителей на них подделывались. По данным МВД, по такой схеме в Санкт-Петербурге проложили 600 км некачественных труб.
По данным МВД, в противоправной деятельности оказались замешаны должностные лица Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга, «Управления заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса», а также руководители и учредители ряда коммерческих организаций.
Так, весной и летом 2010 года ООО «Петроком» выполнило подрядные работы по реконструкции магистральных тепловых сетей на улицах Киришская и Коммуны. Согласно ГОСТу, проложенные там трубы должны были быть диаметром 720 мм. Но коммерсанты закупили у питерского ОАО «Руструбпром» разбракованный и перемаркированный товар.
«Управление заказчика» приняло работы и перечислило ООО «Петроком» в полном объеме денежные средства, которые затем были обналичены и присвоены организаторами противоправной деятельности.
Скандал, разгоревшийся в связи с расследованием дела, привел к тому, что накануне был отправлен в отставку глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Владислав Петров. Судя по интересу к нему следствия, не исключено, что он также в перспективе может перейти в разряд обвиняемых.