Почему госкомпании скрывают доходы своих руководителей
Лента новостей
Журнал Forbes насчитал миллионы долларов, полученных руководителями госкомпаний. Сами компании такую информацию опровергают, но за семью печатями хранят тайну о доходах своих руководителей
Миллионные бонусы российские топ-менеджеры предпочитают получать за границей, через кипрские офшоры, выяснили журналисты Forbes. При этом на родине компании изобретают весьма остроумные способы повысить гонорары руководителей.
Топ-менеджеры российских госкомпаний с самыми высокими зарплатами, попавшие в список журнала Forbes, отказались от денег. В том смысле, что опровергли суммы, обозначенные в рейтинге. Это цифры «с потолка», заявили в ВТБ и объяснили, что на все правление приходится 20 млн долларов, а по версии журнала один только глава банка Андрей Костин получил 30 млн. Выяснилось, что Forbes и ВТБ по-разному считают. Банк говорит о чистой зарплате, журнал — об окладе, вознаграждениях за работу в совете директоров других компаний и выплатах за пределами России. Топ-менеджеры госкорпораций догоняют по доходам коллег из коммерческих компаний. И это при несопоставимых результатах работы.
Попытки определиться с зарплатами руководителей предпринимались не раз, но без успеха, рассказал Business FM партнер TopContact Executive Search Артур Шамилов: «Готовилось после кризиса Министерством финансов, которым тогда руководил Алексей Кудрин. Он прорабатывал этот вопрос, потому что после кризиса в Америке и в Европе ввели формальное ограничение на размеры бонусов, доходов инвестиционным банкирам. Они эту историю взяли за основу, тоже думали ввести некие формальные ограничения для российского финансового сектора, но до дела не дошло».
Методику денежных выплат после прихода Германа Грефа опубликовал Сбербанк. Годовое вознаграждение топ-менеджеров — от 12 до 60 месячных окладов, плюс доля от чистой прибыли. Также рядовой член правления может претендовать по итогам года на 0,02% чистой прибыли по РСБУ, а первый зампред — на 0,05%. В итоге, Герман Греф получает до 5 млн долларов, а его заместители — 2–3 млн.
Подобная информация на рынке — скорее исключение. Алгоритм начисления зарплат компании предпочитают не разглашать. А там есть много остроумных идей.
К примеру, один и тот же человек может занимать должности в разных «дочках». И отовсюду — деньги, что не противозаконно, отмечает старший партнер компании Tom Hunt Владимир Якуба.
«Это совершенно корректно, это совершенно легально, — рассказал Якуба в интервью Business FM. — Если человек совмещает несколько должностей, он имеет право получать несколько заработных плат. Это правильно прописывается в трудовых договорах, однако уровень его дохода может быть достаточно высок или существенно более высок, чем у его коллег по другим департаментам. Такая практика достаточно частая».
По данным Forbes, большую часть вознаграждения топ-менеджеры ВТБ, в том числе Андрей Костин, скорее всего, получают за границей, в частности на Кипре, где у группы есть дочерний Russian Commmercial Bank. А на родине — только банкирская зарплата.
Отметим, сразу пять компаний опровергли данные рейтинга о размерах зарплат своих топ-менеджеров. Между тем, узнать о размерах доходов руководителей госкомпаний в открытых источниках невозможно.
Публикация рейтинга журналом Forbes — редкая возможность даже не узнать, а понять, сколько получают российские топ-менеджеры. Информация об окладах и бонусах — одна из самых закрытых на рынке. Это Merrill Lynch может назвать доходы своих управляющих до цента, а J.P. Morgan раскрыть размеры бонусов. В России даже публичные компании пытаются больше умолчать, чем рассказать.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров считает, что официальную информацию о доходах топ-менеджеров обязаны раскрывать все публичные компании. «Они это делают, но, как правило, информация не детализируется, дается в общем виде,— пояснил он Business FM. — Мол вот, на вознаграждение топ-менеджмента в целом потрачено столько-то. Зарплата каждого конкретного топ-менеджера, его система мотивации, бонусы — это уже тайна за семью печатями. Как правило, такая информация, реальная, никогда не раскрывается»
В России публично размер зарплаты в прошлом году озвучил Анатолий Чубайс. Миллион в месяц. Это сразу возмутило депутатов. На Охотном Ряду решили снизить доходы топ-менедежеров «Роснано» в десять раз. Дальше слов не пошло, но урок в госкомпаниях был усвоен. И 20-процентный рост зарплат в прошлом году прошел без особого шума. На этом фоне совершенно нелогичной выглядит борьба за места в министерствах. Ведь госслужащие получают в сотни раз меньше топ-менеджеров. Например, Александр Новак на посту замминистра финансов в прошлом году заработал 12 млн рублей, Алексей Миллер за это же время — 25 млн, но долларов.
Заместитель генерального директора по персоналу управляющей компании «РД Менеджмент сервисез» Марина Шалолашвили обясняет это так: «Имея подобные большие проекты в управлении, менеджеры реализуют в общем-то свои человеческие амбиции, им, безусловно, хочется управлять крупным проектом. Крупный проект — это очень большие ресурсы, которые выдаются для реализации данного проекта. Государственные корпорации сегодня такую возможность менеджерам предоставляют. Не всегда идет погоня непосредственно за вознаграждением, порой погоня идет за получением совершенно уникального и нестандартного опыта».
Последнюю попытку рассекретить зарплаты топ-менеджеров в начале этого года сделал Дмитрий Медведев. Тогда еще президент России предложил управляющим крупных госкомпаний подавать декларации о доходах. Законопроект завис в Госдуме.