Искушение найти признаки экстремизма
Лента новостей
Депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов обратился в прокуратуру с просьбой проверить на наличие экстремизма картину Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». РПЦ его идею не поддержала
В Русской православной церкви не считают, что картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» оскорбляет образ Иисуса или является экстремистской. Об этом агентству «Интерфакс» в субботу заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Ранее представитель фракции ЛДПР в Госдуме Александр Старовойтов обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа» на наличие в нем признаков экстремизма.
«Мы все прекрасно помним, что в 1997 году покойный Алексий Второй высказал свое очень негативное мнение по поводу показа этого фильма на территории Российской Федерации, — заявил депутат Business FM. — Я как человек православный не могу не прислушаться к мнению пусть уже покойного Алексия Второго и в соответствии с этим я сделал запрос в Генеральную прокуратуру по поводу запрета этого фильма. Я представляю народ, который в данной ситуации, как выразились представители РПЦ, был оскорблен».
Прокуратура Москвы проверит фильм Скорсезе, заверил заместитель генпрокурора России Виктор Гринь.
Александр Старовойтов пообещал, что если католики пожалуются на фильм «Код Да Винчи», как уже было, то и эту картину проверит прокуратура.
Что же до Скорсезе, то протоиерей Всеволод Чаплин фильм не видел, и высказывался осторожно. «Я не помню, видел ли я его, но я знаю, что против него протестовали многие верующие люди. Я не готов ответить на вопрос, есть ли в нем признаки экстремизма или нет, наверное, в этом должны разбираться правоохранительные органы, и, если необходимо, то суд. Конечно, в этом фильме трактовка евангельской истории отличается от евангельской. Лично мне думается, что показывать такой фильм для общенационального просмотра достаточно проблематично, потому что верующие люди, их дети, наверное, не хотели бы, чтобы этот фильм присутствовал в общенациональном культурном пространстве», — сказал он.
Экранизация романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» (1955) состоялась в 1988 году, то есть почти четверть века назад. Вольный рассказ о земных соблазнах Иисуса вызвал возмущение еще на стадии съемок. Они начались в 83-м году, потом их останавливали из-за угроз христианских экстремистов. Уже после премьеры они призывали собрать деньги, чтобы выкупить негативы и уничтожить.
Вокруг фильмов религиозной тематики всегда много споров. Европа, например, плохо приняла фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», говорит киновед Кирилл Разлогов: «В свое время на премии «Золотой Орел» этому фильму был выдан приз как лучшему зарубежному фильму в отечественном прокате. А наши гости из европейских стран пришли в ужас, потому что они эту картину не принимают. Но есть разница между критической оценкой произведения, несогласием с ее автором, и преследованием уголовным. Во-первых, в законе сказано, что крупные произведения искусства не подлежат экспертизе и такой проверке. А «Последнее искушение Христа», безусловно, крупное произведение искусства»
Ранее споры разгорелись вокруг рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», но Чаплин считает, что спектакль, как, впрочем, и книга «Мастер и Маргарита» — не экстремистские и не оскорбительные.