Банковские мошенники мигрировали из Европы в Россию
Лента новостей
После того, как европейские банки решили перевести все карты на чиповые технологии, в России в 2012 году был зарегистрирован резкий взлет несанкционированных попыток снятия денег с банковских карт
На сегодняшний день одним из самых распространенных методов копирования данных банковских с карт, которым пользуются злоумышленники, является скимминг — установка на банкоматы устройств, считывающих код карты и информацию с магнитной полосы.
По данным Сбербанка, за первые 9 месяцев 2012 года число случаев установки скиммингового оборудования на устройствах самообслуживания банка достигло 1 тысячи 286, тогда как за 2011 год было лишь 496, а в 2010 году — всего 40.
В связи с этим Сбербанк предпринимает усилия по повышению безопасности своих карт. По словам зампреда банка Станислава Кузнецова, через два года весь «пластик», находящийся в обращении, будет оснащен чипом, который значительно осложнит жизнь мошенникам.
На сегодняшний день у клиентов Сбербанка на руках находится 87 млн действующих карт и многие из них не обладают подобной защитой.
Станислав Кузнецов отметил, что нашествие скиммеров наблюдается в основном из стран Восточной Европы: Украины, Молдовы, а также из некоторых кавказских республик. Самый большой вред подобные злоумышленники нанесли Сбербанку в Москве и Московской области, Иркутске, Екатеринбурге, Ставрополе, Краснодаре, Санкт-Петербурге и многих других крупных городах.
«Резкий рост различных видов преступлений произошел примерно полгода назад, — подчеркнул зампред правления Сбербанка. — Все началось с того, что в Европе было решено перевести все карточки на чиповые технологии».
Раз европейские карты перешли на чиповую технологию, изготовители скиммингового оборудования потянулись в Россию. Поэтому Сбербанк и принял решение в ближайшее время прекратить выпуск карт лишь с магнитной полосой и начать выдавать всем карты, оснащенные и магнитной полосой, и чипом. Уже работающие карты лишь с полосой из обращения будут изыматься постепенно, по мере истечения срока их действия.
«Преступления на доверии»
Есть и другие способы мошенничества со счетами. Как сообщил Кузнецов, если лет 10-12 назад основным видом преступлений в банковской сфере были ограбления отделений банков и нападения на инкассаторов, то сейчас преступники стали изощренней.
Большая часть преступлений — это так называемые «преступления на доверии», когда мошенники звонят людям, чаще всего пожилым, и различными способами выманивают у них информацию о банковских счетах. «Только за последнее время в Москве мы вместе с сотрудниками правоохранительных органов ликвидировали два профессионально работающих псевдо колл-центра, где преступники обзванивали клиентов различных банков и вымогали у них конфиденциальную информацию», — сообщил Кузнецов. По его словам, по отношению к этим гражданам были возбуждены уголовные дела, и у Сбербанка нет сомнений, что они будут квалифицированы судом как мошенничество в особо крупных размерах.
«Учтите, что когда вы сообщили мошеннику данные свой карты, деньги с нее будут выведены через 30-40 секунд. Я могу сравнить человека, который сообщает данные своего счета первому встречному, лишь с человеком, который добровольно отдает постороннему свой кошелек», — предупреждает Кузнецов.
Еще одна группа преступлений — это так называемый фишинг, когда с помощью специально созданных программ мошенники получают доступ к счетам граждан, особенно если клиенты банка проводят платежи в Интернете. В этом случае в результате работы вирусной программы на экране компьютера клиента банка возникает практически 100% аналог банковской страницы, так называемый, дублер сайта.
На прошлой неделе, то есть с 22 по 28 октября служба безопасности Сбербанка зарегистрировала 452 случая хакерских атак на свой сайт, и в 22 случаях клиенты банка приняли сайт мошенников за настоящий сайт Сбербанка, отдав своими руками свои средства преступникам.
«К сожалению, профессиональный уровень мошенников постоянно растет. В мире уже есть случаи заражения компьютеров новым интернет-вирусом, который внедряется в компьютеры клиентов банков и способен похищать средства со счетов даже без помощи человека. Обычно клиент своими руками отдает деньги по заведомо ложному адресу, а вот новому вирусу для перевода денег помощи живого человека не надо», — отметил Кузнецов. Он добавил, что в России случаев заражения таким вирусом пока нет.
Всего мошенникам за 9 месяцев этого года удалось вывести со счетов клиентов Сбербанка более 400 млн рублей с использованием скиммингового оборудования. «Мы фиксируем резкий рост скимминга», — отметил банкир.
Как противостоять скиммерам
По словам ддиректора департамента продуктов и технологий банка «Стройкредит» Ларисы Баландиной, банковские карты в России становятся все более распространенным финансовым инструментом. Соответственно, и интерес мошенников к этому сегменту растет: количество мошеннических операций, по словам эксперта, увеличивается по мере распространения пластиковых карт среди населения, развития карточной инфраструктуры страны, роста сети банкоматов и pos-терминалов.
Владельцу карты нужно придерживаться элементарных норм предосторожности, которыми многие банально пренебрегают, отмечает председатель правления «БКС-банка» Эмиль Юсупов. Он напоминает, что нельзя никому сообщать пин-код своей карты и хранить его в тех местах, к которым может получить доступ посторонний человек. «А вот чтобы уберечься от скиммеров, то при пользовании банкоматом, надо просто прикрывать клавиатуру во время набора пин-кода свободной рукой, и тогда ваш пароль доступа к счету не станет добычей мошенников», — советует банкир.
Чтобы снизить риск мошенничества, нужно внимательно относиться к проведению карточных операций, к примеру, не стоит пользоваться банкоматом, тем более уличным, если он выглядит непривычно или на нем есть какие-либо дополнительные устройства, рекомендует Лариса Баландина.
SMS-информирование об операциях по карте, чтобы можно было вовремя позвонить в банк и заблокировать карту — также весьма действенный способ, напоминает Эмиль Юсупов. Он добавляет, что скиммеры снимают деньги с чужих карточек обычно ночью, когда у человека наиболее глубокая фаза сна, и он не слышит приходящие SMS. То есть позвонить в банк клиент сможет только утром, и пройдет достаточно много времени с момента кражи.
«В магазине или ресторане нужно просить совершать операцию по карте непосредственно при вас — не допускайте, чтобы вашу карту куда-то уносили», — советует Лариса Баландина.
В Интернете же расплачиваться картой можно только на проверенных сайтах, репутация которых не вызывает сомнения, а лучше всего — платить на тех сайтах, которые используют технологию 3-D Secure. Это дополнительный уровень безопасности интернет-платежей, который внедрили международные платежные системы. Помимо стандартных данных с карты (номер, срок действия, имя держателя, код проверки подлинности) вводится дополнительный код защиты. К примеру, это может быть разовый пароль, который банк пришлет клиенту на мобильный телефон. «Если сайт поддерживает 3-D Secure, вы сразу увидите соответствующую информацию, выбрав способ оплаты картой», — добавляет Баландина.