Владимир Якунин и Андрей Дьячков собрались на биржу
Лента новостей
РЖД и ОСК могут провести первичные размещения акций уже через год. Однако если транспортная монополия уже стабильно публикует свою отчетность, то ОСК еще предстоит масштабная подготовка перед выходом на биржу
Сразу две госкомпании — «Российские железные дороги» (РЖД) и «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) — объявили о возможности проведения первичного размещения.
В РЖД провести IPO планируют через год. Об этом сообщил заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. По данным Минтранса, в 2013 году предусмотрена приватизация 5% капитала транспортной монополии. Непосредственно способ допэмиссии определит правительство.
Отметим, первоначальный план приватизации компании предусматривал продажу правительством до 2013 года до 25%-1 акции РЖД, однако затем он был скорректирован. При этом сам президент РЖД Владимир Якунин ранее называл его нереалистичным, подчеркивая, что приватизация монополии в ближайшее время «не принесет ничего кроме головной боли».
Маловероятно, что продажа 5% акций монополии через РЖД заинтересует неспециализированные инвестиционные фонды, поскольку у бумаг будет малая ликвидность, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. «Целесообразнее было бы проводить частное размещение — либо в пользу профильных игроков, либо специализированных фондов. Пока реформа РЖД не завершена, только фонды могут полностью оценить риски, связанные с компанией», — считает эксперт.
Что касается ОСК, то о возможности проведения первичного размещения акций судостроительной компании сообщил ее президент Андрей Дьячков. Согласно решению правительства, сокращение доли России в ОСК до 50%+1 акции запланировано на период до 2016 года. «Для выхода на биржу необходимо перейти на международные стандарты отчетности. Мы первый этап уже прошли. Нам еще один понадобится минимум год», — заявил топ-менеджер.
Экс-президент госкомпании Роман Троценко, обсуждая стоимость судостроительного актива, предварительно называл цену в 600 млн долларов за 20-процентный пакет ОСК. На первом этапе, по его мнению, ОСК могла бы разместить 15-20% акций в 2013-2014 годах, чтобы «пощупать рынок».
ОСК будет сложнее привлечь инвесторов, чем РЖД, отмечает аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников. Транспортная монополия уже фактически квазипубличная структура, поскольку публикует отчетность по МСФО, и у нее есть публичный долг. ОСК пока отчетности по МСФО не публикует. «Бизнес ОСК не только не отличается информационной прозрачностью, но и в значительной степени заточен на госконтрактах, механизмы привлечения которых не публичны. Эти обстоятельства могут стать серьезным поводом для дисконта компании в глазах инвесторов», — предупреждает он.
Масштабная распродажа
Помимо РЖД, ранее правительство заявляло о намерении вывести на IPO в 2013 году еще и оператора танкового флота — «Совкомфлот». По мнению министра экономического развития Андрея Белоусова, это будет самым значимым размещением. Слухи о скором первичном размещении акций судоходной компании ходят уже несколько лет, однако проведению IPO сперва мешала несогласованность регуляторов по параметрам размещения, а затем падение ставок на фрахт. В конце сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял о возможности продажи 50% акций «Совкомфлота» двумя траншами. Персонально компания проведет IPO и продаст портфельным управляющим до 25% капитала, а затем еще 25% акций будет продано стратегическому инвестору.
В 2013 году на рынок капитала через продажу акций также намерены выйти добытчик алмазов АЛРОСА и банк ВТБ. Кроме того, государство намерено продать стратегическим инвесторам свои пакеты в «Мосэнергострое», авиакомпании «Сибирь», ТГК-5 и Архангельском траловом флоте. В рамках сделки с BP государство продаст 6% акций «Роснефти». Всего по прогнозам Андрея Белоусова в 2013 году правительство получит 260-270 млрд рублей дохода от приватизации.