Террорист Брейвик заговорил с театральных подмостков
Лента новостей
В Германии поставили спектакль на основе выступления Андерса Брейвика в суде. Речь норвежского стрелка перевели на немецкий, и актриса из Турции декламирует со сцены. Премьера состоялась в пятницу в Веймарском национальном театре. Не зря ли?
Террорист Андерс Брейвик говорит устами женщины, актрисы из Турции. Она выступает целый час, слово в слово повторяя то, что норвежский стрелок высказал прошлой весной в суде Осло. Этот сюжет следовало бы начать цитатой из спектакля, но в тексте много ксенофобии. Противники постановки и вовсе рассматривают ее как пропаганду.
Комментирует худрук театра «Ленком» Марк Захаров:«Документальная драма, (таким активным ее представителем был в свое время драматург Михаил Шатров) — это очень интересное направление в современном театре. Но что касается Брейвика лично, персонально мне кажется, что популяризировать его имя и рассказывать о том, как он уничтожал людей, я бы не стал, это опасная тема. Думаю, можно было сделать интересную передачу о приходе Гитлера к власти. Тоже можно сделать очень интересно и разнообразно с песнями и танцами, но делать этого не стоит».
В Норвегии и Дании манифест Брейвика уже вытащили на сцену — говорят, постановка помогает лучше понять и мотивы преступника, и правых в принципе. Режиссер немецкой версии швейцарский режиссер Мило Рау считает, что многие европейцы поддерживают правую позицию, а после спектакля можно лишний раз вернуться к теме и поспорить.
Сделать деньги на таком спектакле нельзя, уверен театральный критик Глеб Ситковский: «Конечно, это не коммерческая вещь, в Германии не будет никакого коммерческого успеха. Для театра важно какое-то политическое звучание и социальное. И у нас тоже есть театры, которые отдают предпочтения какой-то социальной тематике, это Театр-док, например. Это спектакли, о которых нельзя сказать, что они ориентированы на какой-то художественный результат».
Спектакль — не первый перформанс, вдохновленный Брейвиком. Весной в Осло состоялся флешмоб: горожане вышли на улицу, чтобы спеть некогда популярную в Норвегии песню «Дети радуги», которую ненавидит норвежский стрелок. Он считает, что композиция Лиллиберна Нилсена о братстве и мире — это марксизм и промывание мозгов.