Французская молодежь: «валим все»
Лента новостей
Трое молодых преуспевающих французов — бизнесмен Феликс Маркар, рэппер Моклесс и журналист Мулу Ашур — начали недавно кампанию под лозунгом «Barrez-vous». Это переводится примерно так — «Валите все»
В программной статье, опубликованной левой газетой Libération, авторы заявляют, что молодым людям приходится жить «в геронтократической стране, ультра-централизованной и закоснелой, разваливающейся день ото дня». В этой стране будущего у молодежи нет и лучше его искать в других странах.
Приговор жестокий, тем более что очевидных признаков увядания можно и не заметить, если просто пройтись по улице в толпе жизнерадостных и, кажется, беспечных, французов и француженок. Тем не менее, в ситуации, когда 25% людей моложе 35 лет без работы, а общая численность безработных превысила 3-миллионный уровень, клич «Barrez-vous» не остался незамеченным.
Большие надежды французы связывали со сменой президента. Франсуа Олланд одержал весной победу, обещая найти способ стимулировать экономику без суровых сокращений государственных расходов. Однако первый бюджет социалистического правительства показал, что вместо стимулирования деловой активности предстоит очередное закручивание налоговых гаек. Причем прежде всего за счет малого и среднего бизнеса.
Бюджет 2013 предполагает собрать 20 млрд евро за счет повышения налогов и 10 млрд за счет сокращения расходов. Предполагается 75-процентный подоходный налог на тех, у кого доход превышает 1 млн евро в год. Это явно лозунговая, популистская мера, которая коснется 2-3 тысяч человек. До 45% вырастет подоходный налог на годовой доход свыше 150 тысяч евро (6 млн рублей). Налоги на индивидуальные доходы составят в общей сложности 10 млрд евро.
Еще 10 млрд должны поступить за счет корпоративных налогов. По мнению главного экономиста страховой компании AXA Эрика Шане, «этот курс представляет собой увеличение налогового бремени на тех, кто как раз и создает добавочную стоимость. Это приведет к падению конкурентоспособности и, в долгосрочном плане, падению роста».
А пока наиболее обеспеченные французы спешно планируют, «куда валить». Среди наиболее популярных стран — Англия, Бельгия и Швейцария. Британская компания Knight Frank, специализирующаяся на элитной недвижимости, отметила в последние месяцы 30-процентный скачок в спросе на дома стоимостью от 5 млн фунтов (250 млн рублей) и выше. Этот скачок произошел в основном за счет запросов из Франции и России.
Конечно, личное богатство и личный успех не одно и тоже. Многих здесь беспокоит даже не прямой экономический результат новых налоговых мер, сколько тот имидж, который они создают — и внутри, и за рубежом.
«Если на Францию посмотреть из-за границы, то это последняя страна, куда теперь захочет отправиться предприниматель», — говорит Марк Симончини, основатель популярного французского сайта знакомств Meetic.com. По мнению Диан Сегален, руководителя фирмы Segalen&Associes, занимающейся поиском и подбором топ-менеджеров, «отношение к бизнесу и создателям богатств отпугивает людей. Дело не том, что люди не хотят платить 75% налога, а в том, что они хотят быть в стране, где можно делать бизнес, где есть стабильность в налогах и трудовом законодательстве». Талант и умение дрейфуют туда, где они ко двору, говорит Сегален. У нее недавно провалился контракт со специалистом-менеджером, который отказался от хорошо оплачиваемого поста во Франции, когда узнал о намечающемся повышении налогов.
Что касается того, валит или не валит французская молодежь, то сказать точно сложно. В пределах Европейского союза передвижение свободное, официальная регистрация мало где нужна. Но по подсчетам, в одном Лондоне сейчас живет и работает свыше 400 тысяч французов, примерно столько же, сколько и русских. Если среди русских бытует насмешливое Londongrad, то у французов Лондон получил другое название — Paris-sur-Thames.