О волонтерах — розовое и не очень
Лента новостей
Волонтеров называют настоящими героями лондонских игр, теми, кто создал совершенно неповторимую, «неанглийскую» атмосферу всеобщей приподнятости, сопереживания и открытости
Лондонское лето 2012 называют «золотым» — столько медалей родина многих видов спорта еще никогда не завоевывала, ни в олимпийских, ни в паралимпийских играх.
И еще называют лето розовым — по брендовому цвету игр и цвету жилетов олимпийских волонтеров. Организаторы игр, журналисты называют их настоящими героями лондонских игр, теми, кто создал совершенно неповторимую, «неанглийскую» атмосферу всеобщей приподнятости, сопереживания и открытости. По данным опроса, проведенного офисом лондонского мэра Борис Джонсона, 99% опрошенных сочли волонтеров вежливыми, приветливыми и дружелюбными. Комментаторы, правда, тут же ехидно заметили, что такой уровень одобрения бывает только в странах с тоталитарными режимами.
И тем не менее, участвовать в играх добровольцами обратились 240 тысяч человек — пенсионеры, безработные, студенты, домохозяйки, школьники. Немало было таких, кто бросил свою работу, чтобы стать частью большого спортивного события.
Из этого числа отобрали 70 тысяч. За скромную еду и форму не национальных, а королевских цветов — красного и пурпурного — они отработали в общей сложности 8 миллионов часов на 800-х разных работах, от простого открывания и закрывания дверей до оказания первой медицинской помощи спортсменам и публике.
Даже если считать по минимальной национальной зарплате в 6,19 фунта (311 рублей), то получается, что добровольцы сэкономили играм 49,520 миллионов фунтов. Практически всем пришлось потратить немалые собственные средства – на транспорт и жилье. Вот, со слов Мелани, безработной выпускницы университета в Девоншире на западе Англии, статьи основных расходов: пять поездок в Лондон на инструктаж плюс плата за место в кемпинге на время игр. Получается, несколько сот фунтов. Деньги она наскребла, подрабатывая разнорабочей в универмаге Tesco.
Несмотря на то, что волонтеры не получали платы за труд, они, конечно, не обошлись играм совершенно бесплатно. Во-первых, форма, экипировка. Потом идут такие дорогостоящие вещи, как инструктаж, организация, обеспечение «матчастью». Эти расходы покрывались главным образом официальными спонсорами игр. Причем, как выяснилось, одну из главных ролей сыграл McDonald’s, отчаянно старающийся избавиться от репутации поставщика нездоровой пищи.
Сейчас много говорят о том, как сохранить волонтерский дух для других важных общественных дел. Премьер-министр Дэвид Камерон сказал: «Если мы смогли показать, что можем это во время Олимпиады, то почему бы нам не суметь то же и в другом, что нужно стране?»
При всей «розовой» эйфории олимпийского лета в Лондоне ветераны добровольной благотворительной деятельности —а их все-таки было большинство — отмечают, что в Великобритании и до этого было широко распространено и уважаемо волонтерство. По существующей статистике, 19,8 миллиона человек участвуют в добровольческих акциях по крайней мере раз в год, 12,7 миллиона—раз в неделю. Это идет в основном по линии Красного Креста, организации «Meals on Wheels», помогающей доставлять на дом одиноким пенсионерам горячую еду, и других благотворительных обществ.
И все же Великобритания далеко не лидер в добровольчестве. Согласно исследованию Institute for Volunteering Research UK, страна находится на 29-м месте в мире по уровню участия населения в волонтерстве —29%. В Новой Зеландии, например, этот уровень достигает 41%, а в США и Нидерландах—39. (Авторы исследования указывают на трудности сравнения волонтерства в разных странах—”свободных”,”частично свободных” и “несвободных”. Что ж, про добровольно-принудительные субботники многие помнят).
И еще одно выяснилось: большой разброс в уровне желающих стать волонтерами по регионам. На зажиточном юго-востоке Англии он в два раза больше, чем, например, в переживающем затяжную депрессию индустриальном районе Ист-Мидлендс. Добровольцем на одном энтузиазме не каждый становится.