Ипотека и материнский капитал как признаки нехороших квартир
Лента новостей
Квартира, купленная в кредит с использованием материнского капитала, может стать миной замедленного действия. Если доля несовершеннолетнего ребенка в жилье не выделена, такую сделку можно оспорить, сообщили BFM.ru юристы
Юристы выявили серьезный пробел в законодательстве, регулирующем использование материнского капитала при решении жилищного вопроса посредством ипотечного кредита.
Размер материнского капитала в текущем году составляет 387,6 тысячи рублей.
Квартиры, купленные по ипотеке с привлечением маткапитала, могут стать «бомбами» замедленного действия — как квартиры, которые в 90-е годы приватизировались без участия прописанных (зарегистрированных) в них несовершеннолетних. Сделки с такими квартирами легко можно было оспорить тогда, и сегодня они несут потенциальную опасность для покупателей, даже если последние являются добросовестными приобретателями.
В соответствии с законом о материнском капитале, в случае если родители тратят его на покупку недвижимости, то дети должны получить в квартире или доме хоть какую-то долю. Размер этой доли закон не определяет, констатируя, что это должно быть сделано «по соглашению».
В федеральном законе №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сказано: «Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (ст. 10, пункт 4).
Но когда средства материнского капитала направляются на оплату покупки жилья с использованием ипотеки, то долю детей в собственности выделить сразу не получается. Дело в том, что никакой банк не выдаст кредит на ту квартиру, где в числе собственников есть несовершеннолетние дети. В таком случае оформление собственности может быть отсрочено до момента погашения кредита.
Процедура получения маткапитала в Пенсионном фонде России (ПФР) требует, чтобы родители представили нотариально заверенный документ, в котором они обязуются в течение 6 месяцев после выплаты последнего взноса оформить долю детей в праве собственности на квартиру (это регулируется постановлением правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862).
Впрочем, как сообщили BFM.ru практикующие юристы, исполнение этого обязательства никем не контролируется — более того, в документах о собственности или залоге квартиры нет никаких пометок о таком обязательстве или о том факте, что квартира приобретена с использованием маткапитала.
В Пенсионном фонде BFM.ru подтвердили, что контроль за выполнением обязательств родителей перед детьми в их обязанности не входит. «Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных постановлением правительства РФ от 12.12.2007 № 862, не предусматривается осуществление контрольных функций органами за выполнением гражданами указанного письменного обязательства», — сообщили BFM.ru в пресс-службе ПФР.
Это и создает дополнительные трудности для тех, кто захочет купить такую квартиру на вторичном рынке. «В соответствии с федеральным законом №256, жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (с определением доли по соглашению). Несоблюдение указанного условия влечет за собой ничтожность сделки дальнейшей купли-продажи квартиры. Сделка может быть оспорена по иску любого заинтересованного лица», — пояснила Анна Полевая, старший юрист юридической фирмы «АВЕЛАН».
Мнимая чистота
«Если родители не исполнят свое обязательство и не передадут долю в собственности своим детям после погашения ипотечного кредита, а захотят такую квартиру продать, то сейчас они могут сделать это беспрепятственно, поскольку никто не контролирует их действия после выплаты кредита», — сообщила BFM.ru Мария Артёмова (Китайчик), руководитель проектов юридической фирмы Via lege.