Новый закон об изъятии земель заранее пугает собственников
Лента новостей
Будет ли внесен в Госдуму законопроект об особенностях регулирования земельных отношений на присоединенных к Москве территориях, достоверно не может сказать никто. Как никто не может заранее сказать, чем такой закон обернется для новых москвичей
Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин направил в Минэкономразвития РФ проект федерального закона «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенной к Москве территории».
В Мосгордуме BFM.ru заявили, что текст документа через них не проходил и с ними не согласовывался. Несколько окольный путь законопроекта может быть связан с тем, что мэрия Москвы хочет заручиться поддержкой федерального правительства перед тем, как внести законопроект в Госдуму.
Закон, судя по всему, принесет не самые приятные новшества собственникам жилья и иной недвижимости на присоединенных к Москве территориях.. В целом, как сообщают «Ведомости», закон ускорит порядок изъятия земель. Не исключено, что в нем будут определены иные по отношению к ныне действующим правила оценки изымаемого имущества. Скорее всего, они будут более удобны государству как с точки зрения процедуры изъятия, так и ценовых моментов при достижении договоренности о компенсации.
«Сейчас законом предусмотрено возмещение собственнику убытков, причиненных изъятием земельного участка, в полном объеме по общим правилам гражданского законодательства. Размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли и Министерством имущественных отношений. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке», — рассказала BFM.ru Дарья Погорельская, руководитель юридического департамента группы компаний МИЦ.
«Я считаю, что земельные участки должны изыматься по рыночным ценам с учетом рыночной стоимости находящихся на них строений и коммуникаций. Особенно, если эти участки стали собственностью в результате договоров купли-продажи, а не были получены с помощью сделки безвозмездной передачи в собственность. Хотя даже в этом случае справедливо было бы компенсировать именно рыночную стоимость. Люди не должны страдать от того, что государство в лице чиновников решило перекроить карту Москвы. Собственникам можно предоставлять либо земельный участок с выплатой разницы, либо полноценную денежную компенсацию, если их это устроит», — считает Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный». Он добавил, что во всех остальных случаях изъятие земли находится вне рамок закона — цивилизованного, а не придуманного для сиюминутных потребностей.
Эксперты поясняют, что право частной собственности в любом государстве не является безусловным, однако должна быть гарантия, что убытки собственнику будут возмещены. «Собственник владеет, пользуется и распоряжается земельным участком в соответствии с законом и с учетом ограничений, связанных с балансом публичных и частных интересов. Норма об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд как раз является примером установления в законодательстве приоритета публичных интересов над частными. То есть государство вправе принять решение об изъятии земельного участка, если того требуют публичные интересы. При этом гарантией прав собственника в такой ситуации является предусмотренное законом возмещение убытков», — считает Дарья Погорельская.
По действующим сейчас законам, государство обязано известить собственника за год до изъятия, сделать ему предложение о компенсации. Далее с собственником либо достигается соглашение, либо он может обратиться в суд.
«С одной стороны, очевидно, что закон об особом порядке изъятия земель в «Большой Москве» нужен. Слишком масштабные задачи надо решать. Но, с другой стороны, закон должен быть разумным, то есть без превышения полномочий государства, чтобы у собственников не отбирали участки без рыночного возмещения», — считает Максим Лещев, генеральный директор компании «Гео Девеломент».
Он добавляет, что крупные собственники, возможно, будут согласны, чтобы часть их земли «забрали» под инфраструктуру, поскольку это может поднять стоимость остальных земель. У мелких собственников такого интереса не будет.
«На самом деле, может случиться то, чего так боялись жители присоединенных земель, где в большинстве своем стародачные поселения, — что принятый закон позволит изымать их собственность, а компенсация будет минимальной», — считает Татьяна Румянцева, руководитель отдела продаж компании «Высота».
По ее словам, известны случаи, когда люди забирают задатки, так как планы на застройку не обнародованы, никто не знает, что будет строиться вдоль Калужского и других шоссе. «Любой дачный домик — это частичка человеческой души. Очень жаль, что интересные и масштабные планы по освоению присоединенных земель вкупе с таким законопроектом могут привести к трагедии уже живущих там людей», — считает Татьяна Румянцева.
Впрочем, Максим Лещев уверен, что даже если закон примут, он не отменит действие Гражданского кодекса. «По поводу любого предложения о компенсации собственник может направить властям встречное предложение. И право подать в суд тоже наверняка останется, поскольку это также предусмотрено Гражданским кодексом. Вопрос о защите своих прав собственника состоит еще и в том, чтобы знать свои права» — резюмирует он.