А. Шаронов: «Большая Москва» может стать еще больше к 2020 году
Лента новостей
Заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов в интервью Business FM рассказал о планах «Большой Москвы» и прокомментировал низкие результаты столицы в российской версии рейтинга Doing Business
Заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов в интервью Business FM прокомментировал низкие результаты столицы в российской версии рейтинга Doing Business. Он также сказал, что по-человечески он понимает губернатора области Сергея Шойгу, который утверждает, что из-за расширения столицы бюджет Подмосковья потеряет 20 млрд рублей.
С Андреем Шароновым в выездной студии Business FM на петербургском форуме беседовал главный редактор радиостанции Илья Копелевич.
Business FM: Всемирный банк опубликовал рейтинг российских городов в плане инвестиционной привлекательности. На каком месте Москва, кто лидер, и кто аутсайдеры?
Шаронов: Результаты достаточно неутешительные для Москвы. Всемирный банк второй раз попробовал отрейтинговать города в России. Обычно он занимается рейтингованием стран. В 2009 году он отрейтинговал 10 городов, Москва была на восьмом месте. В этом году он отрейтинговал 30 городов, Москва оказалась на 30 месте.
Business FM: Это из городов России?
Шаронов: Это города России. На первом месте оказался Ульяновск. Сравнивались города по четырем показателям. Первый показатель - регистрация бизнеса. Продолжительность, стоимость. Второй показатель - это регистрация собственности. Третий показатель - получение разрешений на строительство, и четвертый показатель - это подключение к электрическим сетям.
Business FM: В абсолютном выражении или в проценте, может быть, от выручки?
Шаронов: Нет, в днях считали. Деньги тоже учитывались. Кстати, в России, в данном случае я уже буду говорить не о Москве, одна из самых простых и дешевых процедур регистрации бизнеса в мире, и одна из самых простых и дешевых процедур регистрации собственности. Москва сильно проиграла именно по двум последним показателям - это получение разрешения на строительство, и подключение к электрическим сетям. Конечно, здесь большая часть факторов объективна. В данном случае Москва, как город недружественный по отношению к тем, кто пытается получить разрешение на строительство, и подключение к электрическим сетям. Но по разрешению на строительство - это, по-моему, 480 дней. У лидера, по-моему, 219 дней. А по подключению к электросетям - это порядка трех месяцев, по сравнению с лидером, у которого это около месяца.
Business FM: Хорошо, это рейтинг. Рейтинги все делаются по определенной модели, которая единая для всех. Вы бы сами Москву, на какое место поставили? И главное, в какую сторону динамика идет?
Шаронов: Динамика идет в лучшую сторону.
Business FM: Судя по рейтингу - наоборот.
Шаронов: Нет, не так. Рейтинг опирался на результаты 2010 года и первой половины 2011 года. Могу вас уверить, что город, правительство и мэр предприняли усилия, которые должны быть заметными уже в следующем рейтинге, потому что это событие 2012 года. Вот рейтинг в 2013 году, который будет опубликован, должен отразить эту динамику. Речь идет о том, что еще заметно сократили сроки процедур по получению разрешения на строительство, предметно рассматривали это, принимали изменения в нормативной базе, правоприменении через градостроительную земельную комиссию. Некоторые объекты вообще исключили из числа тех, которые требуют разрешения.
Business FM: Понятно. Вы сказали четыре параметра. На ваш взгляд, эти параметры, они вообще описывают в действительности?
Шаронов: Они не всеобъемлющи. Вот, куда бы вы поставили Москву? Здесь есть определенный парадокс. Москва остается очень лакомым и привлекательным местом для осуществления бизнеса, и в этом смысле она, конечно, лидер, и в стране, и если иметь возможность этот бизнес здесь развернуть.
Business FM: Даже без теории понятно, что найти в Москве ниши, клочок земли, и как это по тем параметрам, которые абсолютно в этом рейтинге не описаны. Помимо того о чем вы говорили, есть масса еще других вещей. Просто прорваться, куда бы-то ни было.
Шаронов: Да, это сложно. А вот с точки зрения издержек, которые несут инвесторы и предприниматели, пытаясь организовать в Москве бизнес, они достаточно высоки. Но Москва, исходя из такого гигантского интереса к ней со стороны российских и иностранных предпринимателей вела себя, как в одном мультфильме говорили: мы в женихах как в сору роемся. Вот Москва в инвесторах, как в сору рылась, и не было самой задачи инвестора привлекать. Казалось, что нужно отбиваться от избытка инвесторов. Хотя, это заблуждение, ведь мы же говорим о малом и среднем бизнесе. Это не гигантские проекты, которые разово 1-2 пришли, и принесли миллиардные инвестиции. Это мелкие проекты, но огромного количества, которые создают рабочие места для горожан, порождают и самозанятость, которые порождают конкуренцию. Это очень важный момент.
Business FM: Кстати говоря, удобное материальное производство, которого в Москве практически нет.
Шаронов: Да, это необязательно... Это может быть производство услуг, пожалуйста. Мегаполисы, и особенно те, которые претендуют на то, чтобы быть просто индустриальными, у них быстрее гораздо растет сектор услуг.
Business FM: Там масса, на самом деле сфер, от IT до...
Шаронов: До бытовки, которой в Москве не хватает.
Business FM: Год уже исполнился проекту Большая Москва. Все по-прежнему, так как партию Прохорова люди не могут понять, на 50 человек, так и этот проект тоже, ни географически, ни идеологически, ни чем какой-нибудь поселок Силятино сейчас или в ближайшие годы должен отличаться от соседнего поселка. Кстати, многие жители поселков не поняли, они в итоге куда попали, потому что там границы как-то... Давайте все-таки скажем, что к чему, и когда появиться хотя бы какая-то ясность по поводу того, что будет.
Шаронов: Надо сказать, что это масштабный проект, и я уже говорил, что Москва в прежних границах развивалась 875 лет.
Business FM: Но такой бросок на юго-запад? Она как-то равномерно, как кольца дерева разрасталась во всех направлениях, и вдруг такой рывок на юго-запад.
Шаронов: Такой волюнтаризм, да.
Business FM: Согласны?
Шаронов: Да.
Business FM: Здесь сидел Сергей Шойгу, и, конечно, жаловался, что вырвали «Межрегионгаз», вырвали основных бюджетодателей, и вот по географии сохранили основных бюджетополучателей в области.
Шаронов: Это сделали не для того, чтобы получить 3-4 компании себе в качестве налогоплательщиков. Идеи связаны с получением дополнительных земель, которые позволяют Москве перейти на полицентрический принцип развития, создать новый центр роста вблизи исторических границ Москвы. Это требует очень серьезного осмысления. Когда это будет, могу только напомнить, что Москва сейчас находится в процессе подготовки предложений по так называемой «московской агломерации», что как раз шире, чем вот этот административный прирезок. Это касается некоего воображаемого пространства.
Business FM: Шойгу в курсе?
Шаронов: Да, он в курсе. Московская область участвует во всех семинарах. Я напомню, что из 75 претендентов было отобрано 10 коллективов, причем они практически все с международной репутацией — это американцы, французы, которые делают сейчас «Большой Париж», это итальянцы из Милана, это голландцы, это англичане, другие французы. Люди, которые делали большие города в мире, и они осмысливают, что такое московская агломерация. То, неадминистративное образование, которое каждый день едет на работу, и каждый день возвращается обратно, этот набор предприятий торговли, которые образуют некое экономическое единое целое. Кстати, границы этой «московской агломерации» к 20 году уже выйдут за пределы Московской области.
Business FM: Калугу тоже поглотит, да? Там, кстати, неплохо, там столько заводов построили.
Шаронов: По поводу Калуги скажу вам, что в проектах американских урбанистов «США-2050 года» — это 10 больших городов. Можете себе представить? Причем городов, с населением по 20 и даже 30 млн. Это агломерации, которые будут объединять от Бостона до Вашингтона...
Business FM: Единой системой. Как вы лично относитесь к предложению Шойгу, чтобы жители Московской области уплачивали НДФЛ по месту жительства, а не по месту работы в Москве?
Шаронов: С точки зрения получения дополнительного налога - все способы хороши. Здесь я Сергея Кужугетовича понимаю, но могу сказать, что, во-первых, это очень сложно. Представьте, что вы сейчас берете деньги у N–ого количества предприятий, у источника получения этого дохода, а так вы раздадите деньги людям, и вам придется через налоговых инспекторов бегать уже за каждым человеком, и проверять его уровень доходов. Мы ломимся в открытую дверь. В мире уже есть ответ на этот вопрос. Подоходный налог взимается по месту работы, кстати, многие люди получают много услуг именно по месту работы.
Business FM: В случае здравоохранения, образования и так далее, по месту жительства. Здесь не поспоришь с Шойгу.
Шаронов: Да. Если вы получаете большие доходы через зарплату, например, то вы можете получить эти налоги через налогообложение недвижимости, земли. Если я получаю большую зарплату, работая в Москве, живу в Московской области, обложите мой дом, обложите мою дачу, обложите мою землю, и обложите по настоящей ставке.
Business FM: Обложите москвичей на недвижимости.
Шаронов: Обложите владельцев, я не говорю в данном случае москвичей, они или жители Тюменской области, или Владивостока. Те, кто имеет на вашей территории, на территории Московской области недвижимость и землю, одну из самых дорогих в стране и вообще в Европе...
Business FM: Все понятно. Встречное предложение Московской области.
Шаронов: Да.
Business FM: Видимо, мы будем наблюдать интересную полемику в ближайшее время.
Шаронов: Будете.
Business FM: Спасибо, и держитесь курса.
Business FM.