Инноград Сколково: борьба безопасности с открытостью
Лента новостей
Градсовет фонда «Сколково» пошел на инновацию и провел первое выездное заседание. Архитекторы, проектирующие город будущего, собрались в старинном русском Суздале, где и обсудили концепцию городской среды Сколково
В минувшие выходные в Суздале прошло первое выездное заседание градсовета фонда «Сколково». Архитекторы, которые проектируют самый инновационный город России, заявили, что будут использовать уже сложившийся на Руси опыт градостроения. Основная дискуссия развернулась вокруг темы открытости общественных зданий.
Помимо новшества с выездом в другой город, градсовет впервые допустил на свое заседание прессу.
В Суздале архитекторы собрались, чтобы обсудить, как значилось в повестке дня, вопросы проектирования городской среды, степени инноваций в ней, а также как должен быть устроен Сколковский университет и бульварный «хребет». Не обошли они и развлекательную составляющую иннограда.
Напомним, обсуждение концепции иннограда, решения по которой выносит градсовет, уже выдержало несколько этапов. На первом был утвержден генеральный план будущего города, на втором — определены его основные архитектурные объекты, а на третьем, который происходит сейчас, речь идет о проектировании общественных объектов, составляющих 70% общей застройки всего города.
Архитекторы, формируя городскую среду, должны предусмотреть координацию всего, что будет происходить в Сколково, как правильно использовать незастроенные зоны и пространства, как организовать основы повседневной жизни, отметил председатель Градостроительного совета фонда «Сколково» Жан Пистр (французское бюро Valode & Pistre).
«Вопросы формирования городской среды — весьма сложная задача, в ходе решения которой важно добиться того, чтобы отдельные кварталы Сколково не превратились в закрытую крепость», — заявил в начале заседания Сергей Чобан, представитель бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов», которое ведет генеральное проектирование Сколково.
Станет ли университет открытым пространством
Здание университета (квартал D3) должно вписаться в три соприкасающихся круга, предусмотренные мастер-планом. По предложению архитекторов, внутренний и внешний контур здания длиной около 300 метров заполнится помещениями лабораторий, стены в которых будут стеклянными.
Согласно планам, инноваторы должны уже в 2014 году приступить к заселению помещений общей площадью 190 тысяч квадратных метров.
Илья Цачев, представитель архбюро Herzog & De Meuron, проектирующего университетский квартал, рассказал об идее создания внутреннего дворика в Сколковском университете. Это должен быть своего рода центр с магазинами, кафе, ресторанами и прочей инфраструктурой, причем доступ в этот дворик предполагается сделать свободным, как, например, в американских университетах.
Однако идея открытости всем взглядам и посетителям того же университета вызвала достаточно много вопросов со стороны российских членов градсовета, которых интересовало, каким образом будет обеспечиваться безопасность всего здания и отдельно взятых лабораторий.
Илья Цачев ответил, что в идею их бюро была заложена практика американских учебных и научных заведений, а они открыты любым посетителям. А доступ в отдельные помещения — это уже вопрос тех лабораторий, которые в них располагаются.
«По первоначальному проекту здание Московского государственного университета (МГУ) тоже предполагалось сделать открытым общественным пространством, а также обеспечить свободный доступ на видовые площадки на верхних этажах здания», — напомнил собравшимся член градостроительного совета Григорий Ревзин. Но жизнь, по его словам, расставила свои приоритеты, и чтобы попасть внутрь здания, надо пройти четыре КПП. Ревзин предположил, что множественные входы, запланированные в здании, могут оказаться перекрытыми, а пройти можно будет лишь через одну или две точки. И это архитекторам хорошо было бы учесть сразу.
Представитель архбюро Herzog & De Meuron ответил, что проектирование здания ведется с учетом техзадания, и вопрос безопасности архитекторы считают очень непростым, особенно с учетом российской специфики и тяги к закрытости и секретности. Они планируют все-таки найти решение, чтобы совместить открытость и безопасность, на последующих этапах проектирования.
Несколько меньше времени заняло у собравшихся обсуждение вопросов энергоэффективности здания университета. Здесь архитекторам посоветовали обращать существенно больше внимания этому аспекту на следующих этапах проектирования.
По фасаду встречают
Обсуждение облицовки для фасада университета оказалось не столь бурным, как безопасность. Здесь архитекторы продемонстрировали несколько рабочих вариантов. Идеального решения они пока не нашли и продолжают творческий поиск, чтобы в конце концов создать что-то запоминающееся, другими словами, инновационное. Возможно, не исключил Цачев, это будет структурный фасад с доминированием архитектурных конструкций самого здания — что-то похожее на Пекинский стадион.
Александр Шварц, директор Берлинского офиса архитектурного бюро David Chipperfield Architects, доложил на совете о проектировании технопарка Сбербанка (D1). Однако он начал свой доклад с фотографий старинного Суздаля. «Нам есть, чему поучиться у Суздаля. Надо ли, чтобы все в Сколково выглядело инновационным? Не стоит ли стремиться создать пространство, где людям будет просто приятно находиться? Я люблю пить кофе каждое утро традиционным способом. И совсем не хотел бы менять эту привычку», — привел он пример, который подтверждает мнение против тотальных градостроительных инноваций.
Архитектор задался вопросами, есть ли понятие русского урбанизма, можно ли идеи традиционной русской городской среды в Суздале перенести в инновационную среду Сколково. «Мы решили воспользоваться увиденным в Суздале архитектурным приемом — колоннадами. Они объединяют здания на улице, и это вполне можно воплотить на центральном бульваре в иннограде. Мы уже изучили бульвары с колоннадами в других городах, где такая идея была использована», — добавил Шварц. Он подчеркнул, что качественная городская среда отличается от инновационной, поскольку инновации живут короткое время, а города — намного дольше. Таким образом, возможно, Сколково обретет куда более традиционную городскую среду, чем это планировалось изначально.
«Где-то инновации нужны, а где-то хороши идеи преемственности», — резюмировал Александр Шварц.
Жан Пистр после заседания рассказал BFM.ru, что Суздаль оказался первым российским городом, который он посетил, помимо Москвы и Петербурга, за десять лет работы в России. Он нашел архитектурный облик города потрясающим. «Архитектурное наследие впечатляет силой и глубиной, здесь чувствуются русские корни» — поделился Жан Пистр.
Сколковская арт-индустрия
Как будут организованы культура и массовые развлечения в Сколково, — еще один вопрос, который обсудили на градсовете. Директор Центра современного искусства в Цинциннати (США) Аарон Бетски подготовил доклад о возможных вариантах создания Digital Art Museum. Все идеи, описанные им, были связаны в первую очередь с компьютерами как базой для создания творческих объектов. Партнеры для музея пока не выбраны, но рассматриваются как российские выставочные компании, так и крупнейшие музеи мира.
«Вначале музею нужно будет три тысячи квадратных метров, а постоянная экспозиция потребует 10 тысяч метров и примерно 500 тысяч долларов инвестиций», — заявил Бетски.
Вопрос представителей фонда «Сколково», будет ли такой музей окупаемым, почти возмутил докладчика. Он заявил, что зарабатывать можно, но сложно. Он предположил, что задача такого музея состоит скорее в популяризации различных технических разработок, которые ведутся в Сколково, а также в привлечении внешних посетителей.
Станислава Наумова, вице-президента фонда «Сколково», заинтересовал вопрос, на кого в первую очередь будет ориентирован музей — на внешних посетителей или на самих ученых. «Это будет новый способ креативности, возможность изменить вид деятельности для самих ученых, или способ привлечения внешних посетителей?» — спросил он Аарона Бетски.
«И то, и то — все будет объединено под крышей музея» — ответил докладчик. Он предложил ориентироваться на опыт Массачусетского университета (MIT), где одно из подразделений — Лаборатория визуального языка — занимается как «чистым искусством», так и прикладными задачами, в частности, разрабатывает дизайн сайтов.
В итоге, градсовет постановил сократить количество больших помещений для публичных мероприятий, которые были запланированы в каждом квартале Сколково.
Отметим, что так и остался нерешенным вопрос, смогут ли посетители свободно приехать в музей в Сколково, ведь само пространство иннограда планируется сделать достаточно закрытым? Та же проблема со Сколковским университетом — кому будет доступно удовольствие выпить кофе во внутреннем дворике здания, созерцая трудящихся в лабораториях, если в само Сколково въезд будет перекрыт шлагбаумом?
И, что удивительно, члены градсовета даже не обсуждали возможность виртуального присутствия в иннограде или дистанционного посещения музея. Сегодня даже классические музеи стараются как можно больше своих экспонатов сделать доступными в Интернете. Возможно, все это будет учтено на следующих этапах проектирования.
Города-побратимы
После окончания заседания градсовет перебрался в Архиерейские палаты суздальского кремля, где было подписано соглашение о сотрудничестве между фондом «Сколково» и Суздалем. Согласно документу, старинный город собирается использовать на своей территории инновации в области обустройства городской среды и коммунального хозяйства, разработанные с участием резидентов иннограда.