FT: в ТНК-BP дело идет к разводу
Лента новостей
Неожиданный уход главы российско-британского СП Михаила Фридмана, может быть «прелюдией размежевания», как выражается The Financial Times
В понедельник в Москве находился британский министр иностранных дел Уильям Хейг, и внимание мировых агентств было обращено на его переговоры с главой российского МИД Сергеем Лавровым по Сирии. Однако настоящей информационной «бомбой» стало событие, похоже, никак не связанное с визитом британского министра, но которое, тем не менее, способно оказать существенное влияние на двусторонние экономические отношения.
Михаил Фридман объявил о том, что покидает пост главы компании ТНК-BP. Газета The Financial Times усмотрела в этом шаге начало бракоразводного процесса между российскими и британскими партнерами СП. В то время как в Москве аналитики утверждали в интервью BFM.ru, что уход Фридмана — это «нейтральное событие для компании, в том числе для котировок бумаг «ТНК-BP холдинга», британский рынок воспринял событие совершенно иначе: акции BP закрылись в понедельник падением на 1,9%.
FT, ссылаясь на источник, близкий к консорциуму AAR — российским акционерам ТНК-BP, — утверждает: «Российские акционеры утратили веру в BP как в партнера» (интересно, что ту же фразу и также со ссылкой на анонимный источник, приводит американская газета The Wall Street Journal). Похоже, настаивает источник, дело движется к «тому или иному виду размежевания». Причиной такого развития событий, по словам все того же источника FT, является «развал управления ТНК-BP».
The Wall Street Journal цитирует главу AAR Стена Половца: «Положение с корпоративным управлением стало негодным».
Напряженность между российскими и британскими акционерами привела к тому, что в декабре совместное предприятие покинули два независимых директора. С тех пор совет директоров не собирался, постоянно откладывая принятие решения по дивидендам.
Издание поясняет, что такие события — чувствительный удар для British Petroleum, которая еще не оправилась от катастрофы в Мексиканском заливе 2010 года. СП в России дает 29% производства BP и располагает значительной долей разведанных запасов нефти компании.
С момента создания ТНК-BP принесла материнской британской компании дивидендов на сумму 19 млрд долл.
Грядет национализация активов AAR?
The Financial Times не ограничивается предположениями о предстоящем разводе или разъезде участников российско-британского СП, но и строит догадки относительно судьбы активов российских акционеров компании. Еще один источник газеты, который назван «инсайдером индустрии», полагает, что уход Фридмана может быть «прелюдией к захвату государством доли AAR в ТНК-BP», причем за этой предполагаемой комбинацией источнику видится Игорь Сечин.
Бывший вице-премьер ныне возглавляет «Роснефть», а также входит в совет директоров «Роснефтегаза». Неназванные наблюдатели полагают, что эта государственная инвесткомпания может быть использована для консолидации значительных активов в энергетике под государственным контролем.
Одновременно приводится заявление неназванного российского официального представителя, заверившего, что ему ничего не известно о планах поглощения «Роснефтегазом» части ТНК-BP.
Российско-британскую компанию давно сотрясают конфликты и скандалы, вследствие которых нынешний руководитель BP Роберт Дадли в 2008 году был вынужден покинуть пост во главе ТНК-BP. На какое-то время спокойствие было восстановлено, но в прошлом году противоречия разгорелись с новой силой, когда AAR в судебном порядке оспорил одностороннее решение BP заключить стратегический союз с «Роснефтью». Сделка, которую с российской стороны тогда курировал Игорь Сечин, в последний момент не состоялась.
Теперь в своем новом качестве «энергетического царя», как его именует издание, Сечин, «возможно, намерен отомстить за срыв сделки BP-«Роснефть». Источник издания определяет это в следующих выражениях: «Сечин вновь на коне, и он может желать наказать Фридмана и «Альфу» за то, что они сделали. Возможно, мы наблюдаем только первый залп».