ЦБ не опасается роста кредитных портфелей
Лента новостей
Центробанк не считает, что рост кредитования приведет к надуванию «пузыря», так как почти четверть выданных займов приходится на реальный сектор экономики. Но следить за банками регулятор все-таки будет
Центробанк определяет наиболее чувствительные точки регулирования, заявил на съезде Ассоциации региональных банков «Россия» в пятницу зампред ЦБ Михаил Сухов.
Он отметил, что банки сегодня ищут способы развития бизнеса. В 2012 году уже зафиксирован рост кредитного портфеля банковской системы нефинансовому сектору на 24%. При этом Сухов отметил, что эта цифра не выглядит как создание «кредитного пузыря», так как в России рост объемов портфелей растет параллельно с ростом экономики.
Озабоченность тем, что кредитование в России развивается темпами, опережающими рост экономики, чиновники Минфина и Центробанка не раз высказывали еще до кризиса 2008-2009 годов. Они сетовали на то, что если банки и дальше будут активно развивать кредитование, это может привести в конечном итоге к росту плохих долгов.
Минфин и ЦБ выступают как сторонники контрциклической системы регулирования, когда в хорошие для экономики и банковской системы годы они «закручивают регуляторные гайки», для того, чтобы в неблагоприятные для страны времена эти «гайки» можно было бы отпустить, считает первый зампред правления СМП-банка Александр Левковский.
Рост реальной экономики дает больше уверенности, что быстрорастущие кредитные портфели несут меньше рисков, отметил Михаил Сухов. Просроченная задолженность по портфелю физических лиц ниже, чем по кредитам корпоративных клиентов, что при бурном росте кредитов населению говорит о серьезном резерве рентабельности банков.
Просроченная задолженность за четыре месяца этого года, по данным ЦБ, выросла в России на 113 млрд рублей. Портфель кредитов, выданных физическим лицам, за первый квартал вырос на 6,5%. В итоге просрочка кредитов физических лиц в портфелях банков увеличилась с 4,8% до 5%. (данные обзора Bank of America Merrill Lynch (BAML) на конец апреля 2012 года)
Удельный вес просрочки в розничных кредитах — 5%, в корпоративных кредитах — 5,1% (данные ЦБ по итогам первого квартала 2012 года).
Что касается просрочки, то очень тяжело сравнивать просрочку в корпоративном портфеле и портфеле физических лиц, который растет активнее, отмечает Левковский. Сравнивать задолженность можно лишь по «вызревшим» портфелям, то есть надо сравнивать просрочку в кредитах, выданных в сопоставимых периодах и на сопоставимые сроки.
Кроме того, банки, специализирующиеся на кредитовании физических лиц, активно расчищают свои балансы, передавая коллекторам или вообще списывая проблемную задолженность. Он не согласен с утверждением, что кредиты «физикам» лучше по качеству. «Может возникать ощущение, что кредиты физическим лицам имеют лучшее качество и просрочка в них меньше, но это не так — просто задолженность корпоративному сектору имеет иную специфику», — отмечает эксперт.
Занимать приходится у своих
Сейчас для крупных российских компаний гораздо меньше возможностей по привлечению средств на публичных рынках, как на российском, так и на международном, из-за нестабильности в Европе, считает Александр Левковский. Об этом же говорит заместитель генерального директора УК «Ронин Траст» Сергей Стукалов: «Рынок длинных кредитов с международных рынков, так называемых банковских синдикаций, для большинства российских компаний закрыт в данный момент».
В то же время предприятия должны где-то рефинансировать свои долги, получать деньги на развитие бизнеса, поэтому число обращений за кредитными ресурсами в отечественные банки выросло. «Быстрый рост корпоративного портфеля, возможно, во многом объясняется этим обстоятельством», — полагает Александр Левковский.
Центробанк не против наращивания кредитных портфелей банков, но при этом хочет видеть резервы на черный день. «Если в портфеле у банка окажется большой объем дефолтов заемщиков или длинной просрочки, именно за счет резервов банки и могут какое-то время не проедать собственный капитал», — отмечает Сергей Стукалов.
Поэтому ЦБ планомерно увеличивает нагрузку на капиталы банков, в том числе и в вопросе современного формирования резервов на возможные потери по ссудам.