Первый частный корабль стартовал к МКС
Лента новостей
Американская компания SpaceX во вторник со второй попытки провела успешный запуск ракеты «Фалькон» с целью доставить грузовой корабль «Дракон» на Международную космическую станцию
Первый запуск «Фалькона» был отменен в субботу всего за полсекунды до старта из-за небольшой технической неполадки. Очередной запуск состоялся во вторник в 8.44 по Гринвичу.
В случае успешного завершения миссии калифорнийская компания станет первой в истории частной фирмой, запустившей к МКС космический корабль.
До сих пор частному сектору были не под силу подобные миссии. Полеты в космос всегда осуществлялись силами финансируемых государством агентств — таких, как НАСА или ЕКА.
Официальная цель миссии — доставить еду и оборудование на орбитальную космическую станцию, однако у нее есть и другое, более глубокое значение.
Этот полет должен наглядно продемонстрировать изменения в космической стратегии правительства США. По расчетам НАСА, частные компании возьмут на себя заботу о быте на МКС, освободив время и деньги для более сложных и долгосрочных проектов.
Вскоре после выхода ракеты-носителя «Фалькон» на орбиту конусообразная капсула «Дракон» должна будет отделиться от нее, ориентировочно на высоте 300 км.
Взлет и отрыв ракеты «Фалькон» от поверхности Земли должен длиться чуть меньше 10 минут, после чего конусообразная капсула «Дракон» отделится от ракеты-носителя на высоте 300 км.
Далее аппарат развернет свои солнечные батареи, сверится с системами навигации и слежения на Земле, запустит свои собственные микродвигатели и устремится к МКС.
Затем космонавты МКС заберут с корабля предназначенный им груз, заменив его на неисправное оборудование, которое будет доставлено на Землю для починки.
Первый блин комом
Субботний запуск грузовика с мыса Канаверал во Флориде был приостановлен менее чем за секунду до старта после того, как бортовой компьютер зафиксировал превышение давления в одном из двигателей.
Тем не менее, инженеры и специалисты довольно быстро выявили и устранили неполадку. Оказалось, что неисправность возникла в одном из запорных клапанов, и его заменили на новый.
НАСА ассигнует на контракты со SpaceX и Orbital около 800 млн долларов, помогая им в разработке их собственных ракет и отделяемых космических аппаратов-капсул. Когда они будут соответствовать необходимым стандартам, программа грузовых поставок на МКС заработает на полную мощность.
С момента, когда была закрыта программа полетов американских шаттлов, у США не осталось кораблей, на которых можно отправить людей в космос, — приходится покупать для них «билеты» на российский корабль «Союз» по цене в 60 млн долларов за место.
SpaceX заявляет, что к 2015 году сможет запускать людей на орбиту по цене в 20 млн долларов за место.
От успеха этой миссии зависит то, как новая стратегия, обозначенная НАСА, будет воспринята обществом, а также правящей элитой США.
Многие члены американского конгресса по-прежнему выражают сомнение относительно перспектив частного сектора в космической отрасли.
Конкурент «Союза»?
«Давайте дождемся момента, когда «Дракон» пристыкуется к МКС, когда на борт станции перенесут доставленные грузы, и корабль успешно отстыкуется. Вот тогда можно будет сказать, что начался обратный отсчет времени господства российского «Союза», доставляющего сейчас космонавтов на орбиту», — сказал в интервью Русской службе Би-би-си Член-корреспондент Российской Академии космонавтики Юрий Караш.
Для того чтобы в космос отправился пилотируемый вариант «Дракона», нужно еще очень много и напряженно работать. Хотя заявка, которую сделала компания SpaceX , очень серьезная, считает эксперт.
SpaceX , конечно, может стать серьезным конкурентом Роскосмоса. Но есть и положительный момент. Доставка грузов и особенно людей на борт станции – это огромная ответственность. Если что-то у «Союза» пойдет не так, получается, что даже вернуть людей со станции будет невозможно. В этом контексте появление второй — резервной — системы доставки в космос — это хорошо.
«На мой взгляд, частная космическая отрасль в США имеет большие перспективы. Люди с огромными капиталами вкладывают свои — я подчеркиваю, свои личные — средства в развитие авиакосмической отрасли. А вот российские олигархи это делать вряд ли будут. Так что когда доведут до ума ракетоноситель «Ангара» или создадут новый отечественный пилотируемый космический корабль, неизвестно», — говорит Юрий Караш.
Джонатан Эймос
Научный отдел Би-би-си