Мобильные телефоны превратили в проездные на метро
Лента новостей
Минувшая неделя оказалась богата событиями, значимыми для распространения технологии NFC в России. В пятницу в Санкт-Петербурге запущен проект по оплате проезда в метро с помощью мобильного телефона
«ВымпелКом» (работает под торговой маркой «Билайн») запустил в Санкт-Петербурге коммерческий пилот своего первого NFC-проекта «Мобильный проездной». Теперь абоненты оператора могут оплачивать проезд и проходить через турникеты метрополитена с помощью мобильного телефона, предварительно купив специальный NFC-модуль, который устанавливается под крышку аппарата.
Как утверждают в «ВымпелКоме», данное решение совместимо с более чем 80% моделей телефонов, которыми пользуются россияне. Однако существуют и ограничения: решение не подходит для аппаратов с металлической задней крышкой и несовместимо с Apple iPhone, рассказал журналистам директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелКома» Виктор Маркелов.
NFC (Near Field Communication) — технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.
«ВымпелКом» запустил проект NFC в питерском метро совместно с городским комитетом по транспорту, платежной системой RuRu и компанией «Амбик Тэк СПб».
Последняя выступила технологическим партнером «ВымпелКома», который поставляет оператору NFC-модули. Сами модули выглядят примерно так же, как и используемые другими операторами — это микросхема, соединенная с SIM-картой, и антенна, которые размещаются под крышкой аппарата. Для использования этого решения абоненту не нужно покупать новую SIM-карту, достаточно лишь прийти в один из питерских офисов «Билайна» и приобрести модуль за 125 рублей. В стоимость включены 5 поездок в метро.
При установке NFC-модуля на мобильном телефоне автоматически «инсталлируется» SIM-меню «Проездной». С его помощью можно приобретать поездки в метро заранее, не дожидаясь открытия касс, и без очередей. Через то же меню можно проверять количество купленных ранее билетов и их срок использования.
Чтобы пройти через турникет с одним лишь мобильным телефоном, человеку нужно просто поднести его к валидатору (обязательно тыльной стороной, где расположен NFC-модуль). Устройство засчитает оплату как с обычного проездного билета (карточки, как говорят жители Петербурга). Как объяснили технические специалисты оператора, оборудование в метрополитене Санкт-Петербурга потребовало некоторой дополнительной настройки, чтобы все заработало. При этом менять аппаратную часть не потребовалось.
Стоит отметить, что в настоящее время «ВымпелКом» запустил данный проект лишь как коммерческий пилот, поэтому число модулей ограничено двумя тысячами штук. Как пояснил Виктор Маркелов, при необходимости оператор сможет увеличить число участников пилота в любой момент. Также сейчас ограничено число офисов «Билайна», которые могут подключить телефоны абонентов к «Мобильному проездному».
Ранее — летом прошлого года — «ВымпелКом» провел технический пилот проекта, в котором участвовало лишь сто человек. Оператор собирался запустить коммерческий пилот в начале текущего года, однако, как объяснил Виктор Маркелов, этим планам помешали проблемы с провозом NFC-чипов через таможню.
Запущенный пилот, по заявлению оператора, продлится до октября. Затем услуга должна быть переведена в промышленную эксплуатацию. По словам Маркелова, до этого оператору предстоит понять, каков спрос на услугу и определиться с моделью распределения доходов. «ВымпелКом» рассчитывает, что сможет получать с метрополитена некую долю от проданных поездок. Для метрополитена это не будет затратно, поскольку сократятся и его расходы на закупку и реализацию проездных билетов.
Если решение «приживется», нагрузка на метро в часы пик может быть значительно снижена. «Возможно, в будущем это приведет к сокращению очередей в кассы», — выразила надежду пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Щавель.
В свою очередь, начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту Санкт-Петербурга Максим Глазков считает, что сервисы на базе NFC необходимо распространять и на другие виды городского транспорта, поскольку это значительно повысит скорость и удобство на этапе оплаты проезда.
Впрочем, представители «ВымпелКома» считают, что наземный транспорт в меньшей степени готов к NFC, поскольку на нем используется разное оборудование и для внедрения услуг понадобится сначала поработать с инфраструктурой.
У других крупных российских операторов уже идут проекты по оплате проезда в маршрутных такси и автобусах при помощи бесконтактных мобильных платежей, однако они пока ограничиваются довольно небольшими тестовыми зонами.
По словам Виктора Маркелова, все операторы сегодня рассматривают возможности внедрение NFC на транспорте, потому что это наиболее массовая, а значит, потенциально очень востребованная услуга. Кроме того, инфраструктура транспортных компаний во многом уже готова к таким проектам. Однако ожидать, что подобные проекты стартуют в ближайшее время в столице и других городах России — не стоит. На это потребуется довольно существенный промежуток времени.
«ВымпелКом» — не первый оператор, начавший сотрудничать с питерским метрополитеном по NFC-проектам. Оплачивать проезд с помощью NFC-чипа в октябре прошлого года предложил своим абонентам «МегаФон». Решения «МегаФона» и «ВымпелКома» имеют ряд существенных технических различий, однако пока выполняют примерно одинаковые функции. По словам пресс-секретаря «МегаФона» Юлии Дорохиной, на данный момент решением этого оператора в Санкт-Петербурге пользуются около 1800 человек.
Все операторы «большой тройки» называют NFC очень перспективной технологией и уже запустили те или иные проекты на ее базе. Так, на этой неделе компания МТС запустила совместный проект с MasterCard, предложив абонентам оплачивать товары и услуги во всех точках продаж, где установлены терминалы с поддержкой технологии PayPass.
В дальнейшем операторы видят множество возможностей применения NFC для различных проектов в самых разнообразных сферах.
В начале этого года операторы «большой тройки» подписали соглашение о развитии мобильной коммерции в России. Один из пунктов соглашения касался NFC, рассказал Виктор Маркелов. Вполне возможно, что на каком-то этапе операторам придется объединить усилия, чтобы сделать NFC-проекты более массовыми. У «тройки» пока не получится «перетягивать» абонентов друг у друга за счет запусков сервисов на базе NFC — для этого еще не настало время, считает Маркелов.