16+
Суббота, 21 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
17 мая 2012, 20:31 ФинансыБанки, вклады и кредитыТехнологииПравоКонфликты

ТКС-банк отправился в Интернет за долгами

Лента новостей

Банк «Тинькофф Кредитные системы», уже отметившийся нарушениями требований ЦБ, устроил акцию по возврату долгов через социальную сеть. Судя по всему, и в данном случае специалисты банка не изучили законы, в частности, о персональных данных

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Банк «Тинькофф Кредитные системы», уже отметившийся нарушениями требований ЦБ, стал использовать в своей практике новый метод борьбы с неплательщиками по кредитным картам. Коллекторы банка начали разыскивать неплательщиков в социальной сети «Одноклассники» и рассылать их друзьям информацию о долге своего заемщика. Юристы полагают, что банк своими действиями нарушает российское законодательство, в частности закон о защите персональных данных

Пользователь соцсетей Twitter и «Одноклассники» Вениамин Чеботарев написал на своей странице о том, что по списку его друзей банк ТКС разослал сообщение, что разыскивает его по подозрению в совершении мошеннических действий. Также в сообщении указывалось, что банк начал процедуру принудительного взыскания долга и готовит заявление в полицию по месту прописки Чеботарева. Банк просил друзей пользователя сообщить его контакты и заранее благодарил за содействие в поиске должника.

«Коллекторы банка тестируют новые формы борьбы с неплатежами. Под тест попадают люди, которые ведут себя как типичные мошенники: неоднократно не платят по кредиту и не реагируют на обычные в таких случаях уведомления: SMS, электронная почта, телефон. Поскольку такой клиент подозревается в мошенничестве, коллекторы пишут заявление в полицию и предпринимают меры по розыску неплательщика, в том числе через знакомых ему людей», — рассказали BFM.ru в банке.

Проект «Одноклассники» не предоставлял никакой информации банку «Тинькофф Коредитные системы», так как личная информация о пользователях не раскрывается никаким кредитным или коллекторским организация без решения суда, прокомментировали BFM.ru ситуацию в пресс-службе «Одноклассников». Сотрудники соцсети сообщили также, что до сих пор от пользователей не поступало жалоб на подобные действия других банков, а рассылка сообщений от имени ТКС-банка исходила от банка без какого-либо уведомления «Одноклассников». «Если «Одноклассники» будут получать жалобы на повторяющийся спам в свою службу поддержки, то аккаунт, с которого осуществляется рассылка, будет заблокирован», — отметили в социальной сети. К сожалению, заранее заблокировать такие сообщения невозможно, так как это личное сообщение одного пользователя другому, и его содержания служба поддержки не видит. От комментариев по поводу этичности такого поведения банка в соцсети воздержались.

Немножко о законах

Такие действия коллекторов абсолютно неправомерны, так как вопрос о том, совершал клиент мошенническое действие или не совершал, — это предмет оценки суда, полагает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Таким образом, отмечает юрист, коллекторы могут быть обвинены в нарушении неприкосновенности частной жизни и распространении сведений, порочащих честь и достоинство граждан. У банка есть право обратиться в суд и взыскать задолженность, если она имеется. Но сделать он это может только в судебном порядке.

Генеральный директор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева отмечает, что взыскание долгов через социальные сети является нарушением статьи 137 Уголовного Кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни». В ситуации, когда информация о задолженности человека перед банком рассылается его друзьям, имеет место и сбор персональных данных о человеке, и их разглашение. «Несмотря на то, что взыскание долга — это сложная с юридической точки зрения задача, все же цивилизованный российский рынок коллекторства старается не нарушать требования закона, поэтому к таким способам не прибегает», — утверждает Елена Докучаева.

Поиск должника через соцсеть — дело сложное еще и потому, что в соцсетях зарегистрировано много людей, чьи фамилия, имя и отчество совпадают. Отсюда высокая вероятность того, что можно принять одного человека за другого. «Коллектору сложно проверить, распространяет ли он в социальной сети информацию именно в отношении должника, поскольку в данных пользователей не всегда содержатся сведения, позволяющие индивидуализировать конкретное лицо. Поэтому вполне реальна ситуация, когда лицо, в отношении которого коллектор распространяет информацию, может оказаться просто однофамильцем должника», — поясняет юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и Партнеры» Екатерина Знаменская.

То, что ошибки с адресатами могут быть, признает и пресс-служба «Одноклассников», так как в сети зарегистрировано много людей с одинаковыми фамилиями, именами и даже городом проживания.

По словам Екатерины Знаменской, гражданское законодательство в ситуации, когда коллекторы перепутали одного человека с должником, встает на защиту нематериальных прав таких «объявленных должников» — в случае, если информация, распространяемая в отношении них, является недостоверной, происходит нарушение принадлежащих им нематериальных благ, таких как честь и доброе имя, деловая репутация. Гражданин в такой ситуации вправе требовать по суду опровержения порочащих его сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Однако если даже коллектор распространяет в социальной сети достоверную информацию в отношении реального должника, то фактически он распространяет его персональные данные, на что согласия должник не давал, продолжает Екатерина Знаменская. Она поясняет, что в этом случае происходит уже нарушение законодательства о персональных данных.

Пользователи отреагировали

Между тем, действия банка активно обсуждаются в соцсетях. Сторонников подобной коллекторской деятельности BFM.ru нейти не удалось, а противников, естественно, оказалось множество.

Так, пользователь сети Twitter Руслан Москвитин полагает, что эта история «вновь показывает, что в России еще полно идиотов, готовых брать сомнительные кредиты под высокие проценты».

Пользователь Leonid придумал новый рекламный слоган: «Хочешь напомнить о себе? Возьми карту «Тинькофф Кредитные системы» и коллекторы банка расскажут всем твоим хоть чуть знакомым о тебе много интересного».

Перечень высказываний можно продолжить, но суть отношения к банку пользователей сетей очевидна.

Отметим только, что часть из них не видит в попытке выбить долги через соцсети ничего нового «Со времен дона Корлеоне изменились методы, а не смысл ведения бизнеса — вложи рубль и отбей прибыль».

Напомним, о том, как зарабатывать деньги и где брать деньги на создание бизнесов и их становление, сам Олег Тиньков рассказал в своей книге «Как стать бизнесменом».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию