«Марш миллионов» в Москве закончился столкновениями с полицией и задержаниями
Лента новостей
Вопреки ожиданиям организаторов «Марш» собрал десятки тысяч человек. Около 450 человек задержаны, десятки ранены в ходе столкновений с ОМОНом, в том числе полицейские. Правозащитники назвали произошедшее на Болотной спланированной провокацией
Вопреки ожиданиям организаторов «Марш» собрал десятки тысяч человек. Около 450 человек задержаны, десятки ранены в ходе столкновений с ОМОНом, в том числе полицейские. Правозащитники назвали произошедшее на Болотной спланированной провокацией. Подробный репортаж от корреспондента Business FM Ивана Медведева, который работал на шествии и митинге от начала и до конца и был очевидцем событий. То, как развивались события, в прямом эфире Business FM обсудили обозреватель Иван Медведев и ведущий Олег Булгак.
Булгак: Давайте сначала определимся, где это было?
Медведев: Всё это было на кусочке Болотной площади, напротив кинотеатра «Ударник», буквально 200 квадратных метров. Всё началось там с того, что лидеры оппозиции – Навальный, Немцов, Удальцов и Чирикова – по каким-то причинам не пожелали дальше идти на Болотную площадь, к сцене, и объявили о бессрочной сидячей «забастовке» и сели там на асфальт. Люди не знали, но понимали, что там что-то происходит и стали стекаться туда. Twitter - информация с помощью него передавалась быстро – люди пошли от сцены обратно к кинотеатру «Ударник». Я там находился в тот самый момент, когда был катастрофический наплыв людей, была давка, и, на самом деле, было тяжело дышать. А люди просто шли, не зная, зачем идут, многие просили отступить полицейских на три шага назад – места было предостаточно. Но, видимо, без приказа делать этого нельзя. Я оттуда выбрался не без труда, и тут началась попытка прорыва оцепления - возможно, это была спланированная провокация, но я не исключаю, что, возможно, люди просто стали давить на полицейских, потому что там, действительно, больше невозможно было находиться. Попытка оказалась успешной – люди прорвали оцепление, и здесь включился ОМОН. Сначала они просто оттесняли людей, потом в ход пошли дубинки – в ответ в ОМОНовцев полетели палки, бутылки, потом дело дошло до камней.
Булгак: И тут в Twitter стали появляться сообщения о том, что используются спецсредства, то ли дымовые шашки, то ли слезоточивый газ.
Медведев: Знаете, возможно путали спецсредства с пиротехникой и газом из газовых баллончиков. Не берусь утверждать, что спецсредства не использовались вообще, но я этого не видел. Зато людей, кидающих файеры в полицейских, я видел своими глазами. Причём, надо отметить, что оппозиционеры, которые находились рядом с тем человеком, который бросил первый файер, его тут же обезвредили, чтобы провокаций не было. Также было и дальше на протяжении всего митинга: когда летели камни, находилось очень много среди оппозиционеров людей, которые пытались воспрепятствовать поведению своих соратников, по большому счёту, провокаторов. Газовые баллончики я тоже видел в руках у митингующих - они прыскали им в лицо ОМОНовцев. В воздухе газа было очень много - в прямых включениях, когда я выходил, было слышно, действительно, было тяжело дышать - газ применялся, наверное, каждые полчаса - каждые двадцать минут что-нибудь происходило и с газом.
Булгак: По твоим наблюдениям, были ли люди, которые приходили на акцию заранее подготовившись, именно для такого рода акций, вот ты говоришь о людях с баллончиками, файерами, которые пришли, чтобы спровоцировать столкновение?
Медведев: Судя по тому, что они имели всё это с собой, если у них такой задачи и не стояло в голове, но по крайней мере они были к этому готовы. А возможно, они за этим и шли, потому что на прогулку вряд ли кто-то берёт с собой файер.
Булгак: В Twitter не раз писали, что корреспонденты оказывались как раз посередине между полицией и митингующими...
Медведев: А так всегда.
Булгак: Ты видел своими глазами. А насколько адекватно действовала полиция?
Медведев: Мы, журналисты всегда оказываемся между митингующими и полицией, мы уже к этому привыкли, поэтому первые ОМОНовцы оттесняют именно журналистов. В принципе, если ОМОНовец именно видел определённый бейдж, если ему в лицо показать крупно и просто кричать «Пресса» Пресса!». Сегодня на меня два раза бежал ОМОНовец с совершенно остервенелыми глазами, и только бейдж, которым я ему каску буквально заслонил - тогда он переключал с меня внимание на каких-то других людей. А так, сейчас, особенно на митинге, да и просто по городу, люди ходят с большими фотоаппаратами, серьёзными объективами, и полицейскому очень сложно отличить полицейского от блогера, от прохожего.
Под замес могли попасть журналисты в том числе. Спасают только бейджи, а вообще, поведение полицейских приводило просто в шок, поскольку, когда они видели провокатора - бежали за ним и жёстко задерживали, в том числе применяя дубинки. Но иногда били по лицу, голове, по почкам, дубинками, и не один человек, а сразу несколько ОМОНовцев избивали одного, в том числе и ногами, совершенно не проявлявших агрессию в сторону ОМОНа людей. Я видел такое впервые. Это было очень жёстко. И, не побоюсь, это было жестоко. И вот путём, наверное, нескольких десятков столкновений Болотная была зачищена в тот момент, когда оппозиционеры перестали нападать на ОМОН, то есть они не двигались с площади никуда, их к этому призвал депутат Пономарёв. Он сказал: если мы здесь будем стоять, нас никто не тронет. Однако через две минуты после этой фраз ОМОН обошёл митингующих сзади, разрезал толпу, и опять начались задержания. ОМОН, конечно, проявлял жёсткость, но когда какой-нибудь ОМОНовнец отбивался от своих, ему уж точно было не позавидовать, потому что его избивали с особой жестокостью. Я видел очень много окровавленных лиц полицейских. И затем, когда зачистили Болотную, стали зачищать Кадашевскую набережную и оттеснять людей в сторону станции метро Третьяковская.
Булгак: Иван, ранее ты упоминал парочку, которая просто шла…
Медведев: Вот в районе Третьяковской галереи я видел, как шла пара - парень и девушка, они высказывали претензии ОМОНу, который шёл стеной на них. Они говорили, почему мы не можем пройти по своему городу, мы здесь живём. И после некоторых препирательств молодого человека избили, повели продолжая избивать в автозак. Девушку тоже ударили дубинками, а она кричала в этот момент, что она беременна.
Business FM