Присяжные вернули Анатолию Рябову честное имя
Лента новостей
Присяжные единогласно вынесли оправдательный вердикт педагогу ЦМШ Анатолию Рябову, обвиненному в педофилии
Невиновен — такой вердикт вынесли сегодня в Мосгорсуде присяжные по делу Анатолия Рябова, преподавателя Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории. Он обвинялся в сексуальном насилии над 13-летними девочками-ученицами. Однако защите удалось убедить жюри, что учителя оговаривают, а навет — следствие его конфликта с мамой одной из девочек и бывшим директором школы.
65-летнему Анатолию Рябову вменялась часть 4 статьи 132 УК «насильственные действия сексуального характера совершенные в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста». В случае обвинительного вердикта педагогу грозило от 12 до 20 лет лишения свободы.
Обвинение вменяло учителю 53 преступных эпизодов, совершенных в 2009–2010 годах в отношении двух 13-летних учениц. Следствие утверждало, что во время занятий педагог «прикасался к коленям, внутренней части бедра, груди» девочек, «целовал, гладил и прижимался» к ним.
Сам Рябов, сначала арестованный, а вскоре отпущенный под залог в 1,5 млн рублей из-за проблем со здоровьем, категорически отрицал вину.
Педофилия или методика обучения?
Учителя поддержали его бывшие ученики, утверждавшие, что без физического контакта с ребенком невозможно поставить правильную посадку за инструментом.
В качестве причины появления уголовного дела защита приводила личный конфликт учителя музыки с мамой одной из его учениц. Преподаватель отказался заниматься с ее ребенком из-за разногласий, связанных с участием в конкурсах. Тогда мать девочки инициировала уголовное дело, настаивали адвокаты.
Речь идет о Виктории Корнийчук — матери ныне 15-летней ученицы ЦМШ Ирины Корнийчук, с которой у Рябова испортились отношения, когда она заняла второе место на музыкальном конкурсе Памяти Листа.
Рассерженная мама потом пыталась помириться с учителем, но тот не захотел взять девочку обратно к себе в класс. Тогда она написала заявление о сексуальных домогательствах в отношении ее дочери на имя тогдашнего директора ЦМШ Анатолия Якупова. По словам адвокатов, тот, вместо того, чтобы разобраться, дал делу ход. По мнению защиты, это стало следствием непростых взаимоотношений Якупова и Рябова — последний открыто конфликтовал с руководителем и одно время сам претендовал на место директора школы.
Судебный процесс длился с конца февраля в Мосгорсуде в закрытом режиме. По ходатайству подсудимого, дело слушалось с участием присяжных.
Масла в огонь в этой громкой истории подлил снятый журналистами НТВ сюжет об уголовном деле, обвинение по которому, на взгляд репортеров, «забыли доказать». Он так и не вышел в эфир, но был выложен в Интернет шеф-редактором программы «Центральное телевидение» телеканала Александром Уржановым. В сюжете рассказывалось (и показывалось), как мать Ирины Корнийчук заявляет о домогательствах педагога, руководствуясь рекомендациями представителя Следственного комитета Виктории Цыпленковой. Кстати, в связи с тем, что этот сюжет так и не вышел в эфир, в медиа-пространстве заговорили о цензуре и о том, что группу известных журналистов вынуждают уйти с телеканала.
Тайна совещательной комнаты
Чтобы вынести вердикт, присяжным потребовалось три с половиной часа.
Пока шло совещание, адвокат подсудимого Ася Слепенчук выразила мнение, что напутственное слово судьи носило обвинительный характер. «Он выразил свое отношению к исследованным доказательствам, сделал выводы и сообщил о них присяжным», — приводит слова адвоката РИА «Новости». Тем самым, посчитала адвокат, судья нарушил объективности и непредвзятости.
О предвзятости суда говорил Анатолий Рябов. По его мнению, «все судебное разбирательство со стороны судьи был обвинительный уклон» — негативное отношение судьи выразилось опровержении показаний свидетелей защиты и удалении одного из адвокатов, протестовавшего против этого.
Адвокаты сетовали и на то, что за неделю до вынесения вердикта выбыло двое членов жюри и их вынуждены были заменить запасными присяжными. Причем одного из присяжных судья исключил из состава коллегии за то, что он якобы общался с подсудимым. Сегодня еще один из присяжных не явился в суд и его также заменили.
Однако несмотря на все опасения подсудимого и адвокатов, присяжные не поверили обвинению и единогласно вынесли оправдательный вердикт.
«Я верил, я всегда верил в присяжных и говорил об этом еще год назад. И вот это сбылось», — не мог скрыть эмоции удаленный с процесса Михаил Тер-Саркисов, один из защитников Анатолия Рябова.
Анатолий Рябов не скрывал усталости. «Все это длилось год и три месяца. У меня сейчас полное опустошение, — сказал он BFM.ru. — Конечно, я рад, но я не понял еще ничего. Мне бы сейчас добраться до кровати и лечь. Очень тяжело было». Он отметил, что всегда надеялся: суд присяжных восстановит его доброе имя, ведь «без надежды нельзя жить на свете». Педагог, которому пришлось уволиться из ЦМШ после разгоревшегося скандала, не спешит говорить о планах на будущее: «Дайте мне немного отойти».
Отметим, что еще в начале процесса Рябов заявил, что не хочет отказываться от преподавания, и чем бы не закончилось дело, он не будет подавать иски о незаконном уголовном преследовании.
2 мая в суде пройдет обсуждение юридических последствий вердикта, после чего суд уйдет на вынесение приговора. В данном случае это простая формальность — по закону судья связан с вердиктом присяжных.
Впрочем, праздновать победу защите пока рано. Обвинение имеет право обжаловать приговор в Верховном суде, которым, скорее всего, и воспользуется.