Георгиевская лента: оранжево-черный патриотизм
Лента новостей
В России за ленточки перед Днем Победы платит госбюджет. В Англии за аналогичный знак памяти, красный мак, платят люди, а все деньги идут ветеранским организациям
Акция «Георгиевская ленточка» стартовала в понедельник в России и еще 92 странах. За семь лет в акции приняли участие президенты, заключенные, альпинисты, покорявшие Эльбрус, и даже космонавты.
В этом году к мероприятию официально подключилось Министерство иностранных дел России. Символический биколор уже разослан в консульства и посольства России в 92 страны мира.
Как сказано в кодексе акции, это некоммерческое и неполитическое мероприятие. Его цель — «создание символа праздника, Дня Победы», выражение уважения и благодарности людям, отдавшим все для фронта в годы Второй мировой войны.
Словом или делом?
Согласно опросам общественного мнения, три четверти россиян положительно относятся к тому, что люди накануне Дня Победы носят георгиевские ленточки. Символическое украшение впервые начали раздавать в 2005 году — в год 60-летия Победы.
Организаторами акции тогда выступили РИА Новости и общественная организация «Студенческая община».
Знак акции — черно-оранжевая лента. Именно эти цвета использовались при создании высшей армейской награды императорской России — ордена Святого Георгия, во время Великой Отечественной биколор украшал орден Славы. Организаторы акции подчеркивают, их детище не является копией орденских лент, но призвана ассоциироваться с этим символом доблести и славы.
Идея использования ленточек и других символов для обозначения поддержки ветеранов и памяти о павших в боях не нова.
В Великобритании подобным знаком стал красный мак. Охапку именно этих цветов англичанка Моина Майкл в 1918 года продала знакомым, чтобы заработать денег для ветеранов только что закончившейся Первой мировой войны.
Когда отмечать 11 ноября день памяти погибших в войнах в Англии стало традицией, маки превратились в символ.
Сравнение «георгиевской ленточки» и «красного мака» — пример разных моделей отношения к памяти и благотворительности в российском и британском обществе.
Маки изначально стали не только символом, но и средством помощи тем, кто в этом нуждался.
Пластиковый цветок сегодня стоит один фунт (около полутора долларов), и каждый фунт направляется в фонд помощи ветеранам Королевского британского легиона. На что тратятся собранные деньги, может узнать любой, даже человек, не купивший мак.
Фонд оказывает ветеранам материальную поддержку, помогает в обучении, поиске работы и получении льготных кредитов. Красный мак на решетке радиатора лондонского такси — знак того, что получить кредит на приобретение машины водителю помог Королевский британский легион.
«Георгиевские ленточки» выпускаются за счет государства и спонсоров и, согласно кодексу акции, раздаются бесплатно. При этом организаторы говорят, что каждая ленточка — нематериальная, но все же помощь ветеранам, «овеществление памяти о войне, о тех, кого с каждым Днем Победы становится все меньше».
Организаторы уверены, что в России из продажи ленточек — пусть даже с благотворительными целями — ничего бы не вышло. Это вызвало бы «негативное отношение» и сомнение в том, что деньги пойдут действительно ветеранам.
«Военные рингтоны»
Попыток извлечь финансовую выгоду из Дня Победы в России в последние годы становится все больше. К 9 мая многие компании стремятся запустить пиар-акции и рекламные кампании.
На многих интернет-сайтах появилась «тематическая реклама». Например, представители сервисов по закачке мелодий звонков мобильных телефонов отмечают, что «в начале мая в топы вырываются мелодии военных лет».
«Георгиевская ленточка» неоднократно использовалась как дополнение к этикетке на бутылках водки, элемент оформления ценников, витрин стриптиз-клубов, рекламных щитов и даже туалетных кабинок.
Некоторые критики идеи «георгиевских ленточек» обвиняют организаторов ежегодной акции памяти в неспособности «растолковать истинный смысл» мероприятия. По их мнению, акция превратилась «в безвкусный китч, не отражающий в глазах некоторых участников [...] никаких эмоций, кроме как пассивного желания нацепить на себя «модную штучку».
Тоска по национальной идее
По опросам социологов, две трети населения России уверены, что Вторую мировую войну СССР выиграл бы и без помощи союзников.
При этом респонденты признаются и в стыде за нищету, в которой доживают жизнь ветераны.
В этом смысле некоторые называют «георгиевскую ленточку» психологической уловкой: она притупляет чувство вины, позволяя не расставаться с гордостью за Победу.
Одна из главных причин популярности ленточек в России — желание объединиться вокруг по-прежнему отсутствующей национальной идеи.
Некоторые из тех, кто повязывал ленточку в прошлые годы, признаются, что больше всего им нравится чувство сплоченности, вовлеченности в общий процесс — о таком удовольствии рассказывают участники флешмобов.
«Кроме победы в этой войне, людей сейчас ничего не объединит», — сказал один из ярых сторонников «георгиевских ленточек».
Ольга Ившина
Би-би-си, Москва