«В сфере инноваций ограничения всегда полезны»
Лента новостей
Интернет, госуслуги, образование и здравоохранение — перспективные направления для инвестиций в России, полагает Джон Као, советник Хилари Клинтон по вопросам инноваций. Он рассказал BFM.ru, за чьей деятельностью пристально следит в России и США
Джон Као, советник Хилари Клинтон по вопросам инноваций и конкурентоспособности США и успешный инвестор, приехал в Москву для участия в саммите творцов инновационной экономики, который прошел 19 апреля. В интервью BFM.ru Джон Као поделился мнением о роли государства в создании инновационной экономики, о личном восприятии иннограда «Сколково», и рассказал о том, за чем и кем следит в США и России.
— Мы общались с Довом Фруманом, одним из основателей Intel и изобретателем чипа памяти EPROM. Он сказал, что в России инноваторам предложено слишком много денег. И это убивает инновации. Вы согласны с таким мнением?
— В сфере инноваций ограничения всегда полезны. Это как с детьми, если вы слишком их балуете и даете все, что они хотят. Обычно проблема заключается в обратном — ресурсов мало, а не много. Но то, что в России сейчас хороший cash-flow — это преимущество, которым стоит воспользоваться для развития текущей ситуации.
— В проект «Сколково» активнее всего вкладывает средства государство. В 50-миллиардном бюджете фонда на 2012 год большая часть — 42 млрд — деньги государства. Фонд целевого капитала «Сколково» планирует за три года привлечь 1 млрд долларов от госкомпаний. На ваш взгляд, перевес в секторе инноваций в пользу государственных средств — это благо? Какое соотношение частных и госсредств вы считаете оптимальным?
— Очень важен баланс интересов между государственными и частными фондами. Если есть баланс, то есть и какое-то чувство общей ответственности за происходящее.
В Америке инновации и стартапы поддерживает федеральное правительство, очень много делают власти на уровне штатов и городов. Исторически складывается так, что правительство играет существенную роль в этом, однако эта роль косвенная. При этом оно является и заказчиком и потребителем этих инноваций. И у нас продолжается дискуссия о том, какой должна быть роль государства в этом процессе. США — это развитый рынок с венчурными фондами и бизнес-ангелами. Есть очень много различных схем, благодаря которым молодые бизнесмены могут получить гранты, какую-то поддержку и так далее.
Если говорить о «Сколково», то для привлечения большего объема частных денег, нужно просто показать причину, зачем сюда надо приходить. Показать, что если частные инвесторы будут вкладываться в проекты, то получат доступ к информации, к возможностям, талантам. И тогда они придут.
— Вы сами вложили бы свои деньги в проекты «Сколково»?
— Да, конечно! Я вижу такие возможности. Я бы оценил проекты по несколькими критериям. Один из них — личное восхищение от проекта. Можно порой увидеть сотни проектов, а вложиться только в один. Я, конечно, не венчурный капиталист в Силиконовой долине, а, скорее, бизнес-ангел. Второй критерий — это некий смысл для бизнеса вкладывать средства. Но я абсолютно не исключаю [вложений в сколковские проекты], я вижу много возможностей для развития.
На российском рынке я вижу большие перспективы у проектов, направленных на развитие Интернета, которые сокращают расстояния, и в инициативах, связанных с государственными услугами, образованием и здравоохранением. С другой стороны, я не так давно здесь. Я уверен, что здесь сотни различных перспективных возможностей. И я хотел бы остаться здесь дольше, чтобы подробнее их изучить.
— В мае в России состоится инаугурация нового президента. В Кремль возвращается Владимир Путин. Эти события отразятся на отношении к стране зарубежных инвесторов?
— Те инвесторы, которые здесь уже работают, останутся надолго. Для них не будет большой разницы в смене власти. С другой стороны, Путин и его администрация много говорят про нацеленность на социально-экономическое развитие, а это должно удовлетворять интересы имеющихся инвесторов. Что касается потенциальных инвесторов, все зависит от того, что будет заявлять администрация президента по поводу курса развития. При этом Путин — не новый человек у власти. Все примерно понимают его ценности — стабильность, продолжающийся рост. В общем, есть довольно много чего, что может сделать довольными и новых инвесторов.
— Есть ли на рынке бизнесмены, которые уже сделали успешные инвестиции, и за чьими действиями и вложениями вы следите?
— Если говорить о России, то я прежде всего смотрю за самим «Сколково» как за таким окном в мир инновационного бизнеса. Кроме того, в России существуют яркие фигуры, миллиардеры, за кем интересно следить.
— Можете назвать конкретные имена?
— Не могу. Вы меня арестуете!
— А если говорить о мировом уровне?
— Мне интересно смотреть за молодыми Facebook-миллиардерами — Шоном Паркером, Эдуардо Саверином — за тем, что они делают.
— На ваш взгляд, кто из молодых людей может стать в будущем наиболее заметной фигурой на рынке новых культовых продуктов, иными словами, кто может заменить Стива Джобса?
— Джек Дорси, к примеру, который сделал Twitter и Square.
Я живу в Сан-Франциско [в южной части области Залива Сан-Франциско расположена Кремниевая долина — BFM.ru]. Таланты со всего мира приезжают сюда, если хотят стать частью мирового развития.
Америка прекрасна тем, что здесь постоянно появляются новые истории успеха. Я смотрю на Instagram, который не стоил ничего, а сейчас это миллиардная компания.
Facebook ранее в этом месяце приобрел фотоприложение за 1 млрд долларов наличными и акциями.