Роскосмос определился с планом полетов до 2030 года
Лента новостей
Роскосмос внес на рассмотрение правительства план космической деятельности до 2030 года. В агентстве вынашивают масштабные планы по покорению Солнечной системы и рассчитывают на внебюджетное финансирование
Стратегию развития космической деятельности до 2030 года, выдержки из которой во вторник приводит «Коммерсант», Роскосмосу пришлось дописывать в срочном порядке. В конце декабря руководитель агентства Владимир Поповкин сообщил, что премьер Владимир Путин и вице-премьер Дмитрий Рогозин поручили ему внести документ в правительство в течение 50 дней.
В результате стратегия получилась крайне эклектичной, на что в интервью BFM.ru обратил внимание Юрий Караш, член-корреспондент российской академии космонавтики, магистр внешней политики Высшей школы международных исследований имени Пола Нитце при университете имени Джонса Гопкинса. «У меня такое ощущение, что составители документа руководствовались тем же принципом, что и хозяйка, которая варит овощной суп, исходя из правила: «Накидаю-ка я туда побольше всего, авось, что-нибудь пристойное получится», — говорит Караш. — Это очередная агитка, призванная продемонстрировать российской публике, будто Россия рвется в космос, как это было полвека назад».
Авторы стратегии выделяют три приоритетных направления, по которым должна развиваться российская космонавтика. Во-первых, это работы, связанные с развитием и использованием космической техники, технологий и услуг; во-вторых — создание пилотируемых, транспортных и напланетных средств для освоения космического пространства и, наконец, формирование задела для пилотируемого полета на Марс, а также создание орбитальной станции нового поколения. В сотрудничестве с иностранными партнерами Роскосмос хочет развернуть на Марсе сеть научных станций, а также провести исследования Венеры, Юпитера и Луны.
«Когда я прочитал про Луну, у меня мороз по коже пробежал, — делится ощущениями Юрий Караш. — Похоже, Россия намерена доказать всему миру, что она через 60 лет после успешного осуществления программы «Аполлон» сможет воссоздать американские технологии второй половины ХХ века и потратить на это триллионы долларов из своего бюджета». Тем не менее, считают в Роскосмосе, реализация предложенных мер позволит России к 2030 году закрепиться в тройке мировых космических держав.
В стратегии учтены предложения космического кластера космических технологий и телекоммуникаций инновационного центра Сколково. Как рассказал BFM.ru руководитель кластера Сергей Жуков, была дискуссия о том, холдинги какого типа должны обслуживать российскую космонавтику. «Ракетно-космическая промышленность до недавнего времени не имела точного плана реформирования.Мы предлагали делать вертикальные холдинги, в которых космический бизнес соединялся бы с другим, компенсирующим вызовы на рынке. К космосу, например, может добавить авиацию, как это сделано у Boeing», — сообщил Жуков. Стратегия, по его оценке, не лишена пробелов, в частности, не слишком четко прописано, что станет приоритетной дальней целью пилотируемой космонавтики — Марс, Луна либо астероиды. «Если мы не будем ставить перед собой амбициозные задачи, то можем вообще потерять космонавтику», — говорит Жуков, отвечая на вопрос, не слишком ли смелые планы вынашивает Роскосмос после провального для отрасли 2011 года, на который пришлось рекордное количество ЧП.
Финансироваться амбициозные космические планы, по мысли составителей стратегии, должны как из бюджета, так и из внебюджетных источников — за счет неких «негосударственных заказчиков». Последнее предложение у Юрия Караша вызывает серьезные сомнения: вряд ли крупный российский бизнес готов вкладываться в космос, ведь эта деятельность не приносит немедленной прибыли. «Это будет либо добровольно-обязательный порядок [финансирования], либо сказки, не более того». Сергей Жуков из Сколково полагает, что Роскосмосу хватит и тех серьезных сумм, которые агентству выделяют из бюджета. За последние годы финансирование отечественной космонавтики увеличилось более чем на 300%, и по этому показателю Россия делит с Китаем третье место в мире после США и Европы.
Для координации космической деятельности в России, по данным «Коммерсанта», может появиться Совет по космосу. Идее его создания — 20 лет, «она обсуждалась еще у Бориса Ельцина, когда в феврале 1992 года рассматривали документ о создании Российского космического агентства», вспоминает Сергей Жуков. Совет как надведомственная структура, отделенная от Роскосмоса, органа исполнительной власти, должен вырабатывать и предлагать президенту национальную космическую стратегию, и это очень правильно, считает Жуков. Юрий Караш, наоборот, убежден: создавать еще одну структуру в дополнение к Роскосмосу, Совету по космосу при Академии наук, Академии космонавтики и Московскому космическому клубу нецелесообразно. «Люди будут делать вид, что заняты чем-то полезным. Получится очередная «райская группа», как называли раньше команду инспекторов Минобороны, в которой служили отставные генералы и маршалы. Они ничего не делали, но пенсии получали хорошие».