Приоритет бюджета: соцрасходы или поддержка банков?
Лента новостей
Если в развитых странах денежное предложение определяется политикой денежных властей, то в России банки сильно зависят от Минфина. Правительству предстоит решить, будет ли оно поддерживать банки напрямую или же косвенно, через увеличение соцрасходов?
Если в развитых странах состояние денежных и банковских рынков в значительной степени определяется действиями центральных банков, то в России важную роль в определении предложения денег играет не столько ЦБ, сколько Минфин. Причем если за рубежом основными инструментами бюджетной политики являются налоговая политика, управление расходами или долговая стратегия, то в России Минфин напрямую влияет на пассивы банковской системы, предоставляя банкам депозиты из своих средств.
В прошлом году бюджет был сведен с профицитом, что стало сюрпризом для предвыборного года и четко показало, что даже несмотря на выборы, правительство не готово идти на значительное увеличение расходов. Профицит при этом был получен в основном за счет значительного превышения доходов над первоначально запланированными. Это стало следствием повышения социального налога, высоких цен на нефть и продолжающегося роста экономики в целом.
Сюрпризом стал, правда, и тот факт, что дополнительные доходы не были потрачены, а были направлены в резервный фонд и способствовали его росту на 27 млрд долларов за весь 2011 год. Из-за жесткой бюджетной политики темпы роста банковских пассивов в сегменте розничного привлечения были минимальными за последние три года. Фактически, из-за уменьшения индексации пенсий и других социальных расходов, возможности населения для открытия новых вкладов значительно сократились.
Одновременно с накоплением профицита государство стало активно накапливать внутренний долг, конкурируя с частным сектором. В 2011 году Минфин привлек с рынка 790 млрд рублей, причем наиболее активно заимствования шли в летние месяцы, создав предпосылку для роста межбанковских ставок. Чтобы компенсировать эти изъятия ликвидности, Минфин значительно увеличил свое присутствие в пассивах банковского сектора. Если в начале 2011 года на его депозитах в банках находилось только 324 млрд рублей, то с сентября по ноябрь Минфин размещал в банки более 1,5 трлн рублей. Иными словами, в прошлом году Минфин стимулировал рост экономики не через бюджетный фактор, а путем прямой поддержки роста банковских пассивов.
Период | январь 2011 | июнь 2011 | октябрь 2011 | ноябрь 2011 | декабрь 2011 | январь 2011 |
Депозиты Минфина (млрд рублей) | 324 | 1177 | 1698 | 1533 | 917 | 695 |
Фондирование ЦБ (млрд рублей) | 322 | 312 | 971 | 1192 | 1212 | 1366 |
Общий объем госфондирования (млрд рублей) | 646 | 1489 | 2669 | 2724 | 2129 | 2062 |
Доля средств Минфина и ЦБ в общих активах банковской системы (%) | 2% | 4% | 7% | 7% | 5% | 5% |
Резкое снижение депозитов Минфина в начале 2012 года может означать смену приоритетов его политики в пользу прямого финансирования расходов бюджета. Из приведенной таблицы видно, что ЦБ заместил средства Минфина своими деньгами, и что правительство старается снизить свое прямое присутствие в банковском секторе. Но, с другой стороны, расходы бюджета растут в этом году куда быстрее доходов: в январе 2012 года расходы выросли на 63%, а за два месяца 2012 они возросли на 42%. Это значит, что даже если объемы средств на депозитах Минфина в банках не будут в этом году увеличены, то финансируя расходы, правительство будет способствовать притоку средств на счета физических лиц и компаний.
Разница только в том, кто берет на себя риски: или банки наращивают кредиты, финансируя их средствами правительства, или же правительство увеличивает свои социальные обязательства. В первом случае ЦБ имеет возможность регулировать рост мерами пруденциального надзора. Во втором случае речь идет о росте чувствительности бюджета к ценам на нефть и о долгосрочных рисках бюджетной политики.